Судья Липская М.Н. Дело N 7-4420
РЕШЕНИЕ
28 апреля 2015 года город Москва
Судья Московского городского суда Козлов И.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Лычагиной Л.М. на решение судьи Щербинского районного суда города Москвы от 07 июля 2014 года, которым постановление N <***>от 25 марта 2014 года, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО И.В. Чайкой И.В. оставлено без изменения, а жалоба генерального директора МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" Л.М. Лычагиной - без удовлетворения,
установил:
Постановлением о назначении административного наказания N<***>от 25 марта 2014 года, вынесенным заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО Чайкой И.В., наложено на генерального директора МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" Лычагину Л.М. административное наказание в виде административного штрафа в размере - <***>рублей 00 копеек за совершение 'административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Генеральный директор МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" Лычагина Л.М. подала жалобу на постановление о назначении административного наказания N <***>от 25 марта 2014 года, вынесенное заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО Чайкой И.В., выражая свое несогласие с вынесенным постановлением, считая его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене. В обоснование доводов жалобы указала на то, что при назначении наказания административным органом не приняты во внимание следующие обстоятельства. МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка" на основании заключенных двухсторонних договоров с управляющими компаниями оказывает последним услуги по расчётам, начислению и сбору платежей населения за оказываемые жилищно-коммунальные услуги. В соответствии с условиями данных договоров все поступившие денежные средства перечисляются на расчётный счёт УК. При этом прямых договоров на расчёты и начисления за коммунальные услуги с РСО МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка в г. Москве" - не имеет. Данные указанные в протоколе N <***> от 13 марта 2014 года о том, что МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в г. Москве" перечисляет денежные средства оплаченные населением за коммунальные услуги на расчётные счета РСО указанные в заключенных договорах - не соответствуют действительности, так как такие данные в договорах отсутствуют. МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" производит перечисление собранных средств за коммунальные услуги в адрес РСО за УК от их имени - на основании писем УК. Кроме того, МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" не имеет и никогда не имело специальных счетов для зачисления оплаты за коммунальные услуги. Все денежные средства поступают на расчётный счёт организации, с которого производятся перечисления в адрес УК. Так же МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" не имеет кассовых аппаратов и не осуществляет приём наличных денежных средств от населения. Вся оплата населением за ЖКУ производится исключительно через отделения банков. Все денежные средства поступают в организацию по безналичному расчёту в обезличенном виде, то есть отсутствуют сведения о плательщике. Идентификация платежа производится на основании "кода плательщика" привязанного к жилому помещению, а не к физическому лицу. При таких обстоятельствах и учитывая, что МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка в г. Москве" не является оператором по приёму платежей, у административного органа отсутствовали основания для проведения мероприятий предусмотренных ФЗ N 115-ФЗ \ от 07 августа 2001 года. Также МРУ Росфинмониторинга по ЦФО были грубо нарушены ст.4.5 и п.6 ст.24.5 КоАП РФ, выразившиеся в привлечении её, как генерального директора МУП
Решением Щербинского районный суд г. Москвы постановление оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, Лычагина Л.М. обратилась с жалобой в Московский городской суд, в которой просит решение и постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с тем, что суд не исследовал основания привлечения к административной ответственности, не учел, что МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка в г. Москве не является оператором по приему платежей, необоснованно отказано в прекращении производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности.
В судебное заседание Лычагина Л.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе, извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении от нее не поступало, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной МРУ Росфинмониторинга по ЦФО (акт проверки от 13.03.2014 г. N <***>) установлено, что одним из основных видов деятельности МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" является деятельность оператора по приему платежей.
Факт приёма платежей МУП "ИРПЦ городского округа щербинка в городе Москве" подтверждается договорами: <***>. Согласно условиям названных договоров МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" обязалось начислять, принимать и обрабатывать платежи за жильё и коммунальные услуги. Наличие данных функций также отражено в Уставе организации.
Факт поступления денежных средств, за коммунальные услуги оказанные жителям городского округа Щербинки на счета МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" подтверждается выписками банка и карточками счетов.
Денежные средства, полученные от населения МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" перечисляет на счета ресурсоснабжающих организаций указанные в договорах с управляющими компаниями.
Вышеизложенное подтверждает факт осуществления МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" деятельности оператора по приему платежей.
В ходе проверки МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" установлено, что в течение длительного периода, идентификация клиентов с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, не проводилась.
Следовательно, МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" не могло исполнить требования п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ от 07.08.2001, в соответствии с которым организации, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона N 115-ФЗ порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
С учетом того, что организация на учете не состояла и комплект АРМ "Организация" не получала, в организации в течение длительного времени отсутствовала возможность доступа к "Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности", и следовательно, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, поименованных в п. 2 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, а также возможность последующего приостановления таких операции в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
В ходе проверочных мероприятий установлено, что МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" правила внутреннего контроля не разработаны, не утверждены руководителем организации. Документов, подтверждающих обратное, в ходе проведения проверки, не представлено.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ в Обществе не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
Таким образом, в МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка" в течение длительного времени отсутствовало специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям, что привело к отсутствию возможности реализации процедур внутреннего контроля в Обществе, в том числе осуществления обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что также свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе.
Обучение в соответствии с требованиями положения в МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" не проводилось. Отсутствие надлежащего обучения сотрудников Общества свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе и ведет к повышенным рискам в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
В ходе проверки установлено, что МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" не предприняты меры, направленные на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации и соблюдение требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Таким образом, проверкой установлено, что МУП "ИРПЦ городского округа Щербинка в городе Москве" нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшие непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган.
Постановлением N<***>от 25 марта 2014 года, вынесенным заместителем руководителя МРУ Росфинмониторинга по ЦФО Чайкой И.В Лычагина Л.М. привлечена к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <***>руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком соблюдены.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Однако в нарушение указанных положений законодательства о легализации (отмыванию) доходов, генеральный директор МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка" Лычагина Л.М. не исполнила требования законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля при осуществлении обязанностей оператора по приему платежей.
Нарушения, допущенные Лычагиной Л.М., произошли вследствие неосуществления внутреннего контроля, выразившиеся в неисполнении правил внутреннего контроля, что не позволило обеспечить исполнение обязанностей, установленных статьей 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Следовательно, Лычагиной Л.М. были нарушены требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выразившиеся в неисполнении требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление информации об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Событие административного правонарушения и вина Лычагиной Л.М. подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении, другими материалами дела.
Довод жалобы о том, что МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка" не является оператором по приему платежей отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный и несоответствующий материалам дела.
Согласно п. 4 ст. 2 ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 3 названного закона под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Факт приема платежей МУП "ИРПЦ г.о. Щербинка" подтверждается <***>.
Данные доказательства подтверждают факт осуществления деятельности оператора по приему платежей.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции должен был прекратить производство по настоящему делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности Лычагиной Л.М. подлежит отклонению судом как необоснованный.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Указанное правонарушение является длящимся и было выявлено административным органом 13.03.2014, при таких обстоятельствах срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности не истек.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Щербинского районного суда г. Москвы от 07 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Лычагиной Л.М. и постановление N<***> от 25 марта 2014 года оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда И.П. Козлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.