Судья З.А. Духновская
Судья Московского городского суда Ставич В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя ООО "_." _..Ю.А. на решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2015 года, которым постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны _..В.М. от 24 декабря 2014 года N_.. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.39 КоАП РФ, юридического лица ООО "_." оставлено без изменения, жалоба ООО "_." без удовлетворения,
установил:
2 декабря 2014 года участковым инспектором отдела инспекции Яузского лесопарка Национального парка "Лосиный остров" _. В.В. в отношении ООО "_.", составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
24 декабря 2014 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны _.. В.М. вынесено постановление по делу об административном правонарушении N_., согласно которому ООО "_." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Решением судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба ООО "_." без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд, представитель ООО "_.." ставит вопрос об отмене постановления по делу об административном правонарушении, а также судебного решения, мотивируя тем, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, доказательства вины юридического лица не представлены, поскольку отсутствуют данные о том, что складирование рельсов, тротуарной плитки и грунта осуществлялось на территории охранной зоны, а не на полотне дороги и прилегающем земельном участке.
Представитель ООО "_." по доверенности _.И.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал и дополнительно указал, что действия общества не относятся к нарушениям, указанным в п. 2 ст. 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Проверив в полном объеме представленные материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы поступившей жалобы, выслушав представителя ООО "_..", прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, а также решения судьи от 14 апреля 2015 года.
Как видно из материалов дела, установив, что на земельном участке в районе квартала 52 Яузского лесопарка Национального парка "Лосиный остров" субподрядчиком ООО "_." ведется реконструкция трамвайных путей в соответствии с договором от _. г. N_.., государственным инспектором ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" _..Д.О. 17 ноября 2014 года был составлен акт осмотра территории охранной зоны N_.. из которого следует, что на почве леса осуществляется складирование рельсов (б/у), тротуарной плитки, насыпи грунта общей площадью 3 кв.м.
2 декабря 2014 года участковым инспектором отдела инспекции Яузского лесопарка Национального парка "Лосиный остров" _.. В.В. в отношении ООО "_..", составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
Постановлением по делу об административном правонарушении N_.от 24 декабря 2014 г. ООО "_." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило нарушение ООО "_." требований п. 2 ст. 15 Федерального закона от 14 марта 1995 г. 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об охране природных территориях), а именно запрета осуществления любой деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и которая противоречит целям и задачам национального парка.
Национальный парк "Лосиный остров" образован Постановлением Совета Министров РСФСР от 24 августа 1983 года N401 "О создании государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Границы национального парка и его охранной зоны установлены объединенным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Советов народных депутатов от 4 мая 1979 года N1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров". Решением исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10 октября 1988 года N2130-1344 "Об утверждении Положения о государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки и улучшения содержания этого парка" границы парка были уточнены.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона об охране природных территорий национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности.
Территория, где ООО "_.." производились работы по реконструкции трамвайных путей, примыкает к охранной зоне.
Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.
В силу ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.
Частью 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
В силу статьи 3 Закона об охране окружающей среды любая хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, осуществляется на основе принципов презумпции экологической опасности соответствующей деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Соответственно, данный принцип является основным принципом экологической экспертизы, основывающимся на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона об охране окружающей среды природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону административного правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ составляют действия лица, нарушающие установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).
Событие административного правонарушения подтверждается актом осмотра территории национального парка и его охранной зоны от 17 ноября 2014 года N_.., планом-схемой национального парка, где обозначены места складирования рельсов (б/у), тротуарной плитки, насыпи грунта, фототаблицей, копией договора подряда N_. от _.. года, а также протоколом по делу об административном правонарушении, являющимся основной формой фиксации правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем не приняты меры по соблюдению требований природоохранного законодательств в связи проведением строительных работ, необходимые мероприятия по охране окружающей среды ООО "_." не выполнялись, в связи с чем административный орган правомерно пришел к выводу о наличии вины ООО "_." в совершенном правонарушении.
Юридическое лицо, которым является заявитель, обязано осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий. Заявитель не проявил той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при осуществлении деятельности, и не принял все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность на основании статьи 8.39 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенных обстоятельств нельзя согласиться с доводом жалобы о том, что складирование предметов осуществлялось вне пределов охранной зоны, а на территории необходимой для обслуживания трамвайных путей. Этот довод опровергается, в том числе и фотографиями с места правонарушения, из которых усматривается, что грунтовая насыпь и другие предметы находятся на почве в лесополосе, а эта территория является охранной зоной и не предназначена для обслуживания трамвайных путей.
Постановление о привлечении ООО "_.." к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией ст. 8.39 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, а также постановления должностного лица, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Преображенского районного суда г. Москвы от 14 апреля 2015 года и постановление заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды национального парка и его охранной зоны _.В.М. от 24 декабря 2014 года N_. о привлечении к административной ответственности, вынесенные в отношении ООО "_." оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья Московского городского суда В.В. Ставич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.