Судья Петухов Д.В. Дело N 7-7276
РЕШЕНИЕ
10 июля 2015 года
Судья Московского городского суда Харитонов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" М.Н.**** на постановление Останкинского районного суда г.Москвы от 27 мая 2015 г. которым постановлено:
Признать ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", юридический адрес: г.Санкт-Петербург, **** виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.
установил:
Здание по адресу: г.Москва, **** является объектом культурного наследия федерального значения "Ансамбль Новодевичьего монастыря: Колокольня 1686-1688 гг." (далее-Объект).
Объект принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР".
Объект расположен по адресу: г. Москва, **** (адрес на период постановки на государственную охрану: г. Москва, ул. **** ).
Приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 25 марта 2010 г. N 9-р Объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, которому присвоен регистрационный номер 9-6.
В соответствии с решением 28 сессии Комиссии всемирного наследия от 2004 г.N 28СОМ14В.46 Объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
22 марта 2010 г. между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в г.Москве и Православной религиозной организацией Московской епархии "Русской Православной Церкви" (далее-Пользователь) заключен договор безвозмездного бессрочного пользования федеральным недвижимым имуществом религиозного назначения, находящимся в собственности РФ N Д-30/147 (далее-Договор).
Пользователем во исполнение раздела 5 Договора и требований законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия и Комитетом по культурному наследию города Москвы (в настоящее время - Департамент культурного наследия города Москвы) 15 июля 2010 г. заключено охранное обязательство N 16-23/005-256/10-8 и акт технического состояния N 16-23/005-256/10-8 от 19 июля 2010 г. .
В соответствии с охранным обязательством N 16-23/005-256/10-8 от 15 июля 2010г. Пользователь обязуется соблюдать требования действующего законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия, не допускать повреждения, разрушения, уничтожения, изменения облика и интерьера Объекта в соответствии с особенностями данного Объекта, нарушения порядка его использования.
Министерство культуры Российской Федерации в лице Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Министерства культуры Российской Федерации на основании результатов проведения открытого конкурса на право заключения ремонтно-реставрационных работ на объектах Новодевичьего монастыря (колокольня), г.Москва, **** заключил с ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" государственный контракт от 17 июля 2014 г. N 2318-01-41/10-14 на выполнение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.
4 августа 2014 г. в соответствии с п.2 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ) ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ федерального значения. Разрешение выдано на срок до 15 августа 2015 г.
В соответствии с разрешением на проведение работ от 4 августа 2014 г. N 58-12-05 ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" на Объекте проводило работы по приспособлению инженерных систем и оборудования (отопление), приспособлению систем электрообеспечения (электроосвещение, молниезащита), воссозданию столярных заполнений оконных проемов, реставрации кровли, восточной лестницы (реставрация кладки, деревянных конструкций, полов, кровли, отделочные работы), устройству отмостки, реставрации полов, фасадов, позолоты, реставрации металлических решеток.
6 августа 2014 г. между Пользователем, ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" и ГУП "ЦНРПМ" заключен акт приема-передачи Объекта на время проведения ремонтно-реставрационных работ по фасадам, кровле, воссозданию полов, воссозданию столярных заполнений оконных и дверных проемов, реставрации восточной лестницы, реставрации металлических дверей и решеток, устройству отмоски, приспособлению инженерных систем и оборудования (отопление), приспособлению систем электрообеспечения электроосвещение, молниезащита), а также дополнительное соглашение к акту приема-передачи от 6 августа 2014 г.
Как следует из дополнительного соглашения к акту приема-передачи Объекта от 6 августа 2014 г. во исполнение Государственного контракта от 17 июля 2014 г. N 2318-01-41/10-14, актом приема-передачи Объекта от 6 августа 2014 г. Пользователь передал, а Генеральный подрядчик принял здание Объекта.
В соответствии с п.2 дополнительного соглашения к акту приема-передачи от 6 августа 2014 г. Пользователь является правообладателем Объекта на основании Договора безвозмездного бессрочного пользования федеральным недвижимым имуществом религиозного назначения, находящимся в собственности Российской Федерации от 22 марта 2010 г. N Д-30/147 (далее - Договор), однако Объект не подлежит использованию Пользователем на период действия Государственного контракта, а так же в период устранения недостатков в выполненной работе после сдачи результата работ Генеральным подрядчиком.
Согласно п. 6 вышеуказанного дополнительного соглашения Пользователь передает, а Генеральный подрядчик принимает на период действия Государственного контракта, а так же в период устранения недостатков в выполненной работе после сдачи результата работ, обязательства по обеспечению сохранности Объекта, надлежащему исполнению и ответственности в рамках Охранного обязательства.
В ночь с 15 на 16 марта 2015 г. произошло возгорание на Объекте.
Управлением Минкультуры России по ЦФО был усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.13. Кодекса РФ об административных правонарушениях в действиях ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", поскольку обязательства по обеспечению сохранности Объекта, надлежащему исполнению и ответственности в рамках Охранного обязательства на время проведения ремонтно-реставрационных работ на Объекте переданы ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ".
20 марта 2015г. Управлением Минкультуры России по ЦФО было вынесено Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" по ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.
18 мая 2015г. Управлением Минкультуры России по ЦФО в отношении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" был оформлен протокол N21 АД 2015 об административном правонарушении предусмотренном ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.
Административный материал направлен в суд для разрешения вопроса о применении санкции за данное административное правонарушение.
Останкинским районным судом г.Москвы постановлено изложенное выше постановление, об отмене которого просит по доводами жалобы генеральный директор ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" М.Н.Орлов.
Исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения представителей ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ": **** Т.Ю., **** А.А., **** А.А., поддержавших доводы жалобы, представителя Управления Минкультуры России по ЦФО **** М.М., возражавшей против доводов жалобы и отмены постановления судьи, проверив доводы жалобы, не усматриваю оснований для отмены постановления суда первой инстанции.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) пародов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке.
В соответствии с решением 28 сессии Комиссии всемирного наследия от 2004 г.N 28СОМ14В.46 Объект включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона N 73 объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Как следует из ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Пользователем и Комитетом по культурному наследию города Москвы (в настоящее время - Департамент культурного наследия города Москвы) 15 июля 2010 г. заключено охранное обязательство N 16-23/005-256/10-8 и акт технического состояния N 16-23/005-256/10-8.
В соответствии с охранным обязательством N 16-23/005-256/10-8 от 15 июля 2010 г. Православная религиозная организация Московской епархии "Русской Православной Церкви" обязуется соблюдать требования действующего законодательства в области сохранения и использования объектов культурного наследия, не допускать повреждения, разрушения, уничтожения, изменения облика и интерьера Объекта в соответствии с особенностями данного Объекта, нарушения порядка его использования.
В соответствии с актом приема-передачи Объекта от 6 августа 2014 г. и дополнительного соглашения к акту приема-передачи от 6 августа 2014 г. обязательства по обеспечению сохранности Объекта, надлежащему исполнению и ответственности в рамках Охранного обязательства на время проведения ремонтно-реставрационных работ на Объекте переданы Пользователем ООО "Стройкомплект".
В соответствии со ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Судьей установлено, что имели место действия и бездействие ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ на объекте культурного наследия федерального значения "Ансамбль Новодевичьего монастыря: Колокольня 1686-1688 гг.", включенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Согласно положениям ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ, ответственность правообладателя объекта культурного наследия, предусмотренная данной статьей, наступает в случае действия (бездействия) предусмотренные ч.1 настоящей статьи, совершенные в отношении особо ценных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия, включённых в Список всемирного наследия
Таким образом, ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.7.13 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, вещей, документов, где указаны выявленные нарушения, фототаблицей, актом о пожаре от 16.03.2015 г., заявлением о выдаче разрешения на проведение работ, разрешением на проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, ЕГРЮЛ и лицензией ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", общим журналом работ по объекту, государственным контрактом на оказание услуг по осуществлению научного руководства и авторского надзора от 24.07.2014г., сметой расходов к государственному контракту, государственным контрактом по оказанию услуг технического надзора от 18.07.2014 г., техническим заданием к государственному контракту, графиком проверок к государственному контракту, сметой расходов, разрешением на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, общим журналом работ по объекту, приказами от 15.07.2014 г., государственным контрактом на выполнение ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности от 17.07.2014 г., календарном планом к государственному контракту, протоколом рассмотрения и оценки на участие в открытом конкурсе, Уставом ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", инструкцией проведения вводного инструктажа по пожарной безопасности, инструкцией по содержанию первичных средств пожаротушения, инструкцией о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ на временных местах, программой проведения вводного инструктажа по пожарной безопасности, журналом научного руководства и авторского надзора за производством работ по сохранению объектов культурного наследия, инструкцией первичного инструктажа по пожарной безопасности, инструкцией о противопожарном режиме, инструкцией о мерах пожарной безопасности, охранным обязательством пользования объекта культурного наследия, актом технического состояния объекта, государственным контрактом на выполнение ремонтно-рестраврационных работ на объектах культурного наследия от 17.07.2014 г., техническим заданием к государственному контракту, государственным контрактом по оказанию услуг технического надзора от 18.07.2014 г., техническим заданием к государственному контракту, сметой расходов к государственному контракту, научно-проектной документацией для производства работ по сохранению объекта культурного наследия, кадастровым паспортом, выпиской из технического паспорта на здание, договором безвозмездного бессрочного пользования федеральным недвижимым имуществом религиозного назначения, находящимся в собственности РФ от 22.03.2010 г., актом приема-передачи объекта, свидетельством о регистрации права, протоколом опроса свидетелей **** И.В., **** Н.В., **** Т.А., **** И.Д., **** А.Г., **** В.Н., табелями учета рабочего времени, правилом внутреннего трудового распорядка ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ", графиком производства работ, журналом регистрации вводного инструктажа, журналом регистрации вводного противопожарного инструктажа, журналом регистрации инструктажа на рабочем месте, журналом проведения инструктажа по противопожарной безопасности на рабочем месте, журналом учета огнетушителей, проектом производства работ на монтаж строительных лесов, фототаблицей объекта культурного наследия, протоколом испытаний N **** /4-13, протоколом испытаний N ТЦ-4, экспертным заключением N 1726 актом освидетельствования работ по золочению главы с крестом и декоративными элементами с фототаблицей, актом освидетельствования скрытых работ с фототаблицей, материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу, что при проведении организации ремонтно-реставрационных работ на Объекте, правила пожарной безопасности соблюдались ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" не в полном объеме и о доказанности вины ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ.
Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Выводы судьи о виновности ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" в совершении административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" в совершении описанного выше административного правонарушения материалы дела не содержат.
Довод жалобы ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" об отсутствии в действиях ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" состава административного правонарушения опровергается материалами дела и обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, в связи с чем, не может служить основанием для отмены постановления судьи.
Довод жалобы ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" о том, что суд не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и сделал выводы не соответствующие обстоятельствам и представленным доказательствам по делу, несостоятелен, не основан на материалах и обстоятельствах дела и поэтому не может служить основанием для отмены постановления судьи.
Довод дополнительной жалобы заявителя ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" о том, что суд не выяснил и не определил, что конкретно послужило причиной пожара - ведение позолотных работ, отсутствие аттестатов у реставраторов, лампа без рассеивателя, китайский фонарик или другое не опровергает выводы судьи о совершении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.13 КоАП РФ и поэтому не является основанием для отмены постановления судьи.
Довод дополнительной жалобы заявителя ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" о том, что в связи с отказом суда первой инстанции об истребовании заключения эксперта N469-15 от 18 мая 2015г. судебной пожарно-технической экспертизы в рамках проведения проверки (КРСП N2) по факту пожара, происшедшего 15 марта 2015 года в колокольне, расположенной на территории архитектурного ансамбля "Новодевичий монастырь" по адресу: город Москва, Новодевичий проезд, дом 1, суд не принял во внимание и не учел при вынесении Постановления выводы эксперта не может служить основанием для отмены постановления суда, поскольку в судебном заседании Московского городского суда представители ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" не оспаривали указание представителя Управления Минкультуры России по ЦФО Метревели М.М. на то, что на день рассмотрения дела вышеназванное заключения эксперта было отменено.
Доводы жалобы на постановление судьи по существу не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного суда, эти доводы направлены на переоценку доказательств, которые исследовались судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и получили надлежащую оценку по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание назначено судом ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" в пределах санкции ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6- 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление Останкинского районного суда г.Москвы от 27 мая 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО "СТРОЙКОМПЛЕКТ" - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Д.М. Харитонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.