Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Седых Е.Г., Морозова С.Б.
при секретаре Беляковцевой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федорова Ю.Ф. к ФГКУ "Центральное региональное
управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового
обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
по ... " о возмещении материального ущерба по апелляционной жалобе представителя Федорова Ю.Ф. - Мамаев А.А. на решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федорова Ю.Ф. обратился в суд
с иском к ФГКУ "Центральное региональное
управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового
обеспечения Министерства обороны Российской Федерации
по ... " о возмещении материального ущерба.
В обоснование заявленных требований указал, что письменным извещением N N ответчик ФГКУ "Центральное региональное управление
жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отказал
ему в праве на получение жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства на основаниях и
в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В связи с этим ему отказано в заключении договора
социального найма на жилое помещение в виде отдельной ( / / ) квартиры ... Действия ответчика связаны с подсчетом стажа при увольнении истца в связи с истечением срока действия контракта не в льготном, а в календарном исчислении. Изначально истец был введен в заблуждение относительно стажа, при котором предоставляется жилое помещение. В результате действий ответчика он остался без жилого помещения, ему причинены убытки в размере ( / / ) руб.
Решением Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13 апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Федорова Ю.Ф. к ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны
Российской Федерации, ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по ... " о возмещении материального ущерба
отказано.
С таким решением представитель Федорова Ю.Ф. - Мамаев А.А. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что Федорова Ю.Ф. был введен в заблуждение относительно социальных гарантий, на которые он мог рассчитывать при увольнении.
В апелляционную инстанцию истец и его представитель не явились. Дело к слушанию назначалось дважды (на ( / / ) и ( / / )). О времени и месте судебного заседания истец извещался письменно, его представитель - телефонограммой. Сведения о назначении дела опубликованы на официальном сайте Свердловского областного суда. О причинах неявки не сообщили. На основании п.2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца и его представителя.
Представители ответчиков в суде апелляционной инстанции возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Федорова Ю.Ф. проходил военную службу
в Вооруженных Силах Российской Федерации. Уволен с военной службы приказом командующего ( / / ) от ( / / ) N в связи с истечением срока контракта. Общая продолжительность военной службы истца на момент увольнения
составляла ( / / ) в льготном исчислении. ( / / ) - в календарном.
В период прохождения военной службы истец был принят на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма и состоял на таком учете в ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Извещением Департамента жилищного
обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от ( / / ) истцу на состав семьи три человека было распределено жилое помещение - квартира по адресу: ... , ... , ...
Решением ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ( / / ) N истцу и членам его семьи отказано в заключении договора социального найма в отношении указанного жилого помещения. Этим же решением истец был снят с учета лиц, нуждающихся в поучении жилых помещений, на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, истец полагает, что в результате отказа ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в заключении договора
социального
найма на распределенное
жилое помещение
ему причинен материальный
ущерб.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков
в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право
нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного
права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях
гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст.
1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому
лицу в результате незаконных действий
(бездействий) государственных
органов, органов
местного самоуправления
либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате
издания не соответствующего закону
или иному
правовому акту
акта государственного
органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Разрешая заявленный спор, суд исходил из того, что отказ уполномоченного
органа государственной власти в предоставлении гражданину жилого помещения но договору социального найма не причинил и не может причинить убытков в смысле статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку не влечет необходимости гражданина нести какие-либо расходы, утрату
или повреждение имущества
гражданина, неполучение гражданином каких-либо доходов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Федорова Ю.Ф., суд пришел к выводу о том, что поскольку истец был уволен с военной службы в связи с истечением срока контракта, а продолжительность его военной службы составляла на момент увольнения менее 20 лет, в связи с чем истец не приобрел права на получение жилого помещения по договору
социального найма в соответствии с условиями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует
военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы
до 01 января 1998 года (зa исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и
военных образовательных организаций высшею образования), и совместно прожинающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в
жилых помещениях, федеральным
органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения
или строительства жилого помещения (далее жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной
собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом
исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении
с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания
на военной службе, по состоянию здоровья или в связи
с организационно-штатными мероприятиями при обшей продолжительности военной службы
10 лет и более - по избранному месту
жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Из анализа ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что существуют понятия "общая продолжительность военной службы в льготном исчислении" и "общая продолжительность военной службы в календарном исчислении".
Однако из содержания указанного Закона следует, что продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях: при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы; при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих; при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию. При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.
В соответствии с п.п.
2. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного
кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение
жилого помещения по договору социального найма или выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет,
сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего
принятие на учет,
при решении вопроса о принятии на учет.
В данном случае общая продолжительность военной службы истца подлежала календарному исчислению, которая составила ( / / ) месяцев, и учитывая основания увольнения его с военной службы в связи с истечением срока контракта, что не может является основанием для сохранения за Федорова Ю.Ф. права оставаться на учете нуждающихся в жилом помещении при вышеуказанных обстоятельствах.
Учитывая, что истец не вправе претендовать на получение
жилого помещения по договору
социального найма за счет средств, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации, какого-либо имущественного вреда (убытков) действиями ответчиков истцу не причинено, суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований
Федорова Ю.Ф. не имеется.
Судебная коллегия не усматривает установленных законом оснований к отмене решения суда. Доводы, указанные в жалобе не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, доводы жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Екатеринбурга от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федорова Ю.Ф. - Мамаев А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: С.Б. Морозова
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.