Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Морозовой С.Б.,
Седых Е.Г.
при секретаре Беляковцевой С.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании 28.07.2015 гражданское дело по иску Коршунова В.Н. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области о признании права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты,
поступившее по апелляционной жалобе истца на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 15.04.2015.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения истца, его представителя Журавлева А.А., представителя ответчика Ильиной А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коршунов В.Н. обратился в суд с иском к ГУ МЧС России по Свердловской области, в котором просит признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, признать незаконным и отменить решение комиссии ГУ МЧС России по Свердловской области об отказе в принятии истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, изложенный в протоколе от 28.01.2015 N12, обязать комиссию ГУ МЧС России по Свердловской области устранить допущенное нарушение путем принятия решения о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, с момента подачи заявления.
В обоснование иска Коршунов В.Н. указал на то, что проходил службу в специальной пожарной части ( / / ) с 1991 года пожарным, старшим пожарным, имел специальное звание старшина внутренней службы. Занимаемая истцом должность финансировалась за счет средств федерального бюджета. Приказом начальника СУ ФПС N МЧС России от ( / / ) N л/с с ( / / ) истец был уволен из государственной противопожарной службы по ограниченному состоянию здоровья. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила 22 года 01 месяц 04 дня. Истец не обеспечен постоянным жильем, проживает в общежитии, в связи с чем был принят на учет нуждающегося в получении жилого помещения по месту жительства, в Администрации Новоуральского городского округа с ноября 1995 года. С этого же периода состоял в очереди и по месту работы. Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27.05.2014 установлено, что истец может быть обеспечен жильем путем получения единовременной денежной выплаты. Реализуя предоставленные ему права, истец обратился в комиссию ГУ МЧС России по Свердловской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в чем истцу было отказано решением комиссии ГУ МЧС России по Свердловской области от 28.01.2015. Указанное решение истец считает противоречащим закону и нарушающим его жилищные права.
Решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
На решение суда истцом подана апелляционная жалоба, оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, он просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. Указывает на то, что суд не применил нормативные положения, подлежащие применению, а именно Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, которым утверждены правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, из толкования которых не следует, что принятие на учет сотрудников для получения единовременной социальной выплаты и предоставление им такой выплаты осуществляется при условии их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральными органами. Полагает, что в 1991 году был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья, однако документы с места работы были утеряны.
Истец и его представитель Журавлев А.А., действующий на основании ордера от ( / / ) N, в судебном заседании суда апелляционной инстанции на доводах апелляционной жалобы настаивали.
Представитель ответчика Ильина А.Е., действующая на основании доверенности от ( / / ) N, в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы истца не согласилась.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Судом установлено, что Коршунов В.Н. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России (ГПС). Продолжительность службы истца в ГПС на дату увольнения составила 22 года 01 месяц 04 дня в календарном исчислении. Истец уволен из ГПС приказом ФГУ "Специальное управление федеральной противопожарной службы N5 МЧС России" от 14.11.2011 по ограниченному состоянию здоровья.
Судом установлено, что 12.08.2014 истец Коршунов В.Н. обратился в комиссию ГУ МЧС России по Свердловской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решением комиссии ГУ МЧС России по Свердловской области от ( / / ), оформленным протоколом N, истцу было отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты как несоответствующему требованиям ч. 7 ст. 4, ст. 6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В обоснование исковых требований Коршунов В.Н. ссылается на решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27.05.2014 по делу по иску Коршунова В.Н. к ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Свердловской области" о признании незаконным отказа в признании участником подпрограммы, включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной программы "Жилище".
Указанным решением в удовлетворении иска Коршунова В.Н. отказано. При этом в решении отмечено, что Коршунов В.Н. отвечает требованиям, установленным в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Вместе с тем при рассмотрении вышеназванного гражданского дела истцом также не было представлено доказательств его обращения и постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилья по месту службы.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Статьей 6 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность. Состав членов семьи сотрудника или уволенного со службы в учреждениях и органах гражданина Российской Федерации определяется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным выше, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369) право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в пункте 19 настоящих Правил, имевшегося у них на день увольнения.
Согласно п. 27 указанных Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и отказывая истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на истца не распространяется, поскольку он в период службы до своего увольнения не обращался в какую-либо организацию системы МЧС России с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, о предоставлении ему единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и каким-либо образом выразил желание получить данную выплату. Истцом доказательств обратного в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Также в соответствии с выводами суда истец не может претендовать на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ как гражданин, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до 01.03.2005 в федеральном органе исполнительной власти, каковым в данном случае является МЧС России, где истец проходил службу, поскольку истец не представил доказательств постановки его на такой учет.
Суд, анализируя положения Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" установил, что нормативные акты содержат разные условия предоставления единовременной социальной выплаты сотрудникам ГПС и гражданам, уволенным со службы ГПС.
Согласно положениям Федерального закона от 30.12.2012 N283-ФЗ принятие на учет в органе местного самоуправления правового значения для получения единовременной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения не имеет.
Вместе с тем, суд отметил, что в соответствии с Порядком обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, до 01.01.2005 принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 14.06.2011 N732-ПП решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты граждан, указанных в ст. 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", к которым относится истец, возложено на органы местного самоуправления, в связи с чем истец не лишен права обратиться с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в орган местного самоуправления.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они не противоречат материалам гражданского дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении такой категории дел.
Фактически доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с той оценкой исследованных доказательств, которая дана судом первой инстанции, а также к иному толкованию норм материального права. Однако оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда второй инстанции не имеется, поскольку установленные ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила оценки доказательств судом нарушены не были, выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, нарушений норм материального и процессуального права, приведших к неправильному разрешению спора, судом не допущено, и спор по существу, с учетом конкретных обстоятельств дела, разрешен верно.
Решение суда является законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 15.04.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: С.Б. Морозова
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.