Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Морозовой С.Б., Седых Е.Г.
при секретаре Беляковцевой С.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора ... , действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Потребительскому обществу " ( / / )" о возложении обязанностей организовать место для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования,обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, назначить ответственное должностное лицо за обращение с указанными отходами по апелляционной жалобе представителя ПО ОЖЭК " ( / / )" Габдрахманова О.А. на заочное решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 18 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Коваелва Т.И., мнение прокурора ( / / ), полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор обратился в суд с иском к Потребительскому обществу "Объединенный жилищно-эксплуатационный кооператив " ( / / )" о возложении обязанностей организовать место для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования,обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, назначить ответственное должностное лицо за обращение с указанными отходами.
Заочным решением Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 18 мая 2015 года на Потребительское общество "Объединенный жилищно-эксплуатационный кооператив " ( / / )" возложена обязанность не позднее шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу в отношении жилого фонда,находящегося в управлении, организовать место для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированную организацию, имеющую лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования,обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям, назначить ответственное должностное лицо за обращение с указанными отходами. Взыскана с Потребительского общества "Объединенный жилищно-эксплуатационный кооператив " ( / / )" государственная пошлина в доход местного бюджета в размере ( / / ) руб.
С таким решением представитель ПО ОЖЭК " ( / / )" Габдрахманова О.А. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что кооператив не использует ртутьсодержащие лампы в местах общего пользования, следовательно, необходимость их утилизации отсутствует. В силу п. Пунктом 8 Правил N 491, организация сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование
юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора возложены на органы местного самоуправления.
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют специализированные организации (п. 9 Правил). Полагает, что не является законным возложение обязанность только на ПО ОЖЭК " ( / / )", поскольку законодатель возложил обязанность по разработке инструкции по порядку осуществлению сбора указанных отходов и последующее информирование юридических лиц и граждан на органы местного самоуправления, которые не были привлечены к участию в деле.
В апелляционную инстанцию представитель ответчика не явился, о времени и месте судебного заседания извещен письменно. Сведения о назначении дела опубликованы на официальном сайте Свердловского областного суда. На основании п. 2 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в управляемом многоквартирном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанное товарищество осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 общество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе, безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Согласно подп. д(1) п. 11 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности.
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подп. "д(1)" п. 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 сентября 2010 года N 681 утверждены "Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде", которые являются обязательными для юридических лиц (независимо от организационно-правовой формы) и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц (п. 1 Правил).
Пунктом 2 Правил обращения с отходами разъяснено, кого понимать под потребителями ртутьсодержащих ламп - это юридические лица или индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности, а также физические лица, эксплуатирующие осветительные устройства и электрические лампы с ртутным заполнением.
В силу п. 3 Правил обращения с отходами юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно пп. 4, 8, 9 Правил обращения с отходами потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) осуществляют накопление отработанных ртутьсодержащих ламп. Органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора. Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.
Установив, что ответчиком требования подп. "д(1)" п. 11 Правил содержания общего имущества, пунктов 3, 4 Правил обращения с отходами не исполняются, чем нарушается закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как существует потенциальная угроза возникновения заболеваний граждан и загрязнения окружающей среды по причине несоблюдения ответчиком требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических правил, установленных с целью исключения негативного воздействия на среду жизнедеятельности и здоровье населения, суд пришел к выводу о правомерности заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что ПО ОЖЭК " ( / / )" не является специализированной организацией и не имеет лицензии на осуществление сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих отходов, не может повлечь отмену решения суда, поскольку обжалуемым решением на ответчика не возложена обязанность по осуществлению деятельности, требующей лицензирования. Накопление ртутьсодержащих отходов, то есть временное их хранение до момента передачи специализированной организации, что Правилами обращения с отходами прямо отнесено к обязанностям потребителей (включая товарищества собственников жилья, обслуживающие многоквартирные дома) ртутьсодержащих ламп и осветительных устройств, не является деятельностью, на осуществление которой в силу действующего законодательства требуется получить лицензию. То обстоятельство, что в соответствии пп. 8, 9 Правил обращения с отходами организация сбора отработанных ртутьсодержащих отходов возложена на органы местного самоуправления, а сам сбор таких отходов - на специализированные организации, имеющие соответствующую лицензию, не свидетельствует о неправильности решения суда и не препятствует его исполнению ответчиком, который вправе заключить договор со специализированной организацией на сбор накопленных им ртутьсодержащих отходов.
Отклоняется судебной коллегией и довод апелляционной жалобы о том, что ПО ОЖЭК " ( / / )" не является потребителем в том смысле, который дается данному понятию Правилами обращения с отходами, поскольку не использует в своей хозяйственной деятельности ртутьсодержащие лампы.
Совокупный анализ приведенных выше положений Правил содержания общего имущества и Правил обращения с отходами свидетельствует о том, что обязанность по организации мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и их накоплению лежит именно на организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, независимо от использования ею в своей деятельности ламп с ртутным заполнением, поскольку организация мест накопления и накопление ртутьсодержащих ламп является частью содержания общего имущества многоквартирного дома, при этом п. 12 Правил содержания общего имущества и п. 4 Правил обращения с отходами запрещают собственникам помещений в доме, физическим лицам самостоятельно осуществлять указанную деятельность.
Доводы о необходимости привлечения к участию в деле Администрацию ... , не могут являться безусловным основанием к отмене решения. С учетом конкретных обстоятельств дела судья разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, то есть о сторонах, третьих лицах - по делам, рассматриваемым в порядке искового производства. Оспариваемым решением права Администрации ... не затрагиваются.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Кировского районного суда г.Екатеринбурга от 18 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ПО ОЖЭК " ( / / )" Габдрахманова О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Коваелва Т.И.
Судьи: Е.Г. Седых
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.