Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Морозовой С.Б., Игнатьева В.П.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий по апелляционной жалобе Главы Администрации Кировградского городского округа Кожевников А.С. на решение Кировградского городского суда Свердловской области от 25 мая 2015 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кировградского городского округа о понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки установлено, что на территории Кировградского городского округа (на Кировградском городском кладбище) имеется "Братская могила 12 умерших в госпитале в годы войны солдат". В нарушение норм федерального законодательства Администрацией КГО зона охраны объекта культурного наследия и зона охраняемого ландшафта на объекте культурного наследия не установлена, что создает угрозу для сохранности объекта культурного наследия.
Решением Кировградского городского суда Свердловской области от 25 мая 2015 года на Администрацию Кировградского городского округа возложена обязанность в срок не позднее шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить охранную зону и зону охраняемого природного ландшафта воинского захоронения: "Братская могила 12 умерших в госпитале в годы войны солдат", расположенного на Глав городском кладбище.
С таким решением Глава Администрации Кировградского городского округа Кожевников А.С. не согласился, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Указывает, что в отношении памятника, располагающегося на территории Кировградского городского кладбища, не проводились историко-культурные исследования, в том числе экспертиза в отношении объекта, в связи с чем его статус как памятника не установлен. Кроме того, на существующем мемориале ежегодно проводятся санитарные работы, текущий ремонт.
В апелляционной инстанции представитель ответчика поддержала доводы апелляционной жалобы.
Прокурор ( / / ) возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, подтверждается учетной карточкой воинского захоронения, на территории Кировградского городского округа (на Кировградском городском кладбище) имеется воинское захоронение, представляющее собой " Братская могила 12 умерших в госпитале в годы войны солдат". На захоронении установлен памятник из бетона с женской и мужской фигурами. Перед памятником на наклонном постаменте лежит гранитная плита с именами умерших солдат.
Разрешая иск прокурора, суд указал, что из Преамбулы к Федеральному закону от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" следует, что в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), которые представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (п. 1 ст. 33 Закона).
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (ч. 1 ст. 34 Закона).
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (абзац 1 части 2).
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (часть 3).
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества" захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон, входящих в свою очередь в полномочия органов власти, утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 года N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации". В соответствии с п. 4 указанного Положения разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, уставная деятельность которых направлена на сохранение объектов культурного наследия, или по решению суда.
В силу ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Аналогичные положения содержатся в п. 13 ч. 1 ст. 14, п. 9 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.
Исходя из указанных норм действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что обязанность по содержанию в порядке и благоустройству воинского захоронения, увековечивающего память погибших при защите Отечества, которое находятся на их территории и относится к памятникам местного значения, в том числе устанавливать охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта, возложена на органы местного самоуправления.
Доводы апелляционной жалобы о том, что статус мемориала не установлен, при этом на существующем мемориале ежегодно проводятся санитарные работы, текущий ремонт, судебная коллегия считает несостоятельными.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" на территории Российской Федерации учет воинских захоронений ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств - представительствами Российской Федерации.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
В силу абзаца 2 статьи 3 ФЗ РФ от 14 января 1993 года N 4292-1 к воинским захоронениям относятся, в том числе, и братские, и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ.
Как следует из материалов дела, в связи с подготовкой к 20-й годовщине Победы на братской могиле установлено ограждение и возложена плита с надписью. В ответе Кировградского горвоенкома за N от ( / / ) на дерективу Свердловского областного военного комиссара об устранении недостатков в работе по увековечению имен воинов, павших в боях за нашу Родину и оформлению воинских кладбищ и братских могил указано, что учитывая отсутствие свободной площади у могилы воинов на городском кладбище и невозможность перезахоронения их останков, Исполком Горсовета и ГК КПСС решили памятник воинам открыть в городском сквере, а на братской могиле установить ограждение и возложить плиту с надписью. Все работы были произведены до получения списков, в связи с чем имена воинов на плите нанесены не были.
В городском сквере установлен Мемориал Славы, в связи с чем установленный в сквере в 1965 году памятник воинам, умершим в госпитале, перенесен в 1975 году на братскую могилу.
Таким образом, данный объект является мемориальным сооружением и служит, в первую очередь, памятником воинской славы и обогащению культурного наследия.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировградского районного суда Свердловской области от 25 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главы Администрации Кировградского городского округа Кожевников А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: В.П.Игнатьев
С.Б. Морозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.