Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Шурыгиной Л.Г.,
судей
Шумкова Е.С.,
Гылкэ Д.И.,
при секретаре судебного заседания Шмелёвой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Ш. об оспаривании решения Березовского муниципального автономного учреждения "Центр предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности"
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица Березовского муниципального автономного учреждения "Центр предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности"
на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 03 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя заинтересованного лица Агеевой И.П., представителя заявителя Зинченко М.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение Березовского муниципального автономного учреждения "Центр предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности" (далее - Учреждение), изложенное в письме от ( / / ) N 20, об отказе в выдаче схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ... , и возложить на заинтересованное лицо обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и препятствие к осуществлению им своих прав путем утверждения и выдачи схемы расположения на кадастровом плане территории указанного земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что он является собственником данного земельного участка, который изначально был ему предоставлен в бессрочное пользование в соответствии с государственным актом на право пользования землей от 29 октября 1992 года N 839, с указанием местоположения: ... , стрельбище ДОСААФ N 5. Поскольку границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, самостоятельно определить его границы он не имеет возможности. С целью межевания и определения точного местоположения своего земельного участка он обратился в Учреждение с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив имеющиеся документы. Однако, письмом от ( / / ) N Учреждение отказало ему в этом со ссылкой на то, что для подготовки схемы расположения земельного участка необходимо предоставить план границ земельного участка, подготовленный организацией, имеющей допуск к СРО, с учетом фактического землепользования. Данный отказ заявитель полагает незаконным, необоснованным и нарушающим его права.
Верх-Исетским районным судом г. Екатеринбурга 03 апреля 2015 года постановлено решение, которым требования заявителя были удовлетворены, судом признано незаконным вышеуказанное решение Учреждения, на заинтересованное лицо возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя.
Не согласившись с решением суда, представитель заинтересованного лица Учреждения в апелляционной жалобе просит судебный акт отменить как незаконный и необоснованный, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ш. отказать. Настаивает на правомерности принятого решения об отказе в подготовке схемы расположения земельного участка, так как заявителем не были представлены необходимые для этого документы. Для подготовки схемы расположения земельного участка требуется описание местоположения границ земельного участка с каталогом координат характерных точек границ земельного участка либо представление топографической съемки земельного участка с указанием фактических границ земельного участка, со схематичным отображением границ территории общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности, выполненной специализированной организацией, имеющей допуск к выполнению данного вида работ. Ничего из перечисленного заявитель в распоряжение Учреждения не предоставил, исключив возможность подготовки схемы расположения земельного участка. Специалисты Учреждения не осуществляют выезд на местность, не производят замеры земельного участка, не определяют местоположение земельного участка. Заявителю было отказано в подготовке схемы расположения земельного участка ввиду отсутствия документов, содержащих сведения о местоположении границ земельного участка, а также о координатах характерных точек границ земельного участка, в утверждении схемы расположения земельного участка заявителю отказано не было. В соответствии с положениями земельного законодательства подготовка схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления обеспечивается только в случае предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в остальных случаях схему расположения земельного участка готовит гражданин или юридическое лицо самостоятельно. Кроме того, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, в границах кадастрового квартала 66:35:0221001 земельные участки, свободные от прав третьих лиц, отсутствуют.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Агеева И.П. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить также в связи с его неисполнимостью.
Представитель заявителя Зинченко М.К., ссылаясь на законность и обоснованность судебного решения, просил оставить его без изменения.
Заявитель Ш. в судебное заседание не явился, направив для участия в деле представителя.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанного лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Судом установлено и следует из материалов дела, что заявитель Ш. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: ...
Данный участок был предоставлен заявителю в бессрочное пользование в соответствии с государственным актом на право пользования землей, зарегистрированным в Книге записей государственных актов на право пользования землей от ( / / ) за N Указанным государственным актом местоположение земельного участка определено в г. Березовском, стрельбище ДОСААФ N 5.
Предоставление Ш. земельного участка осуществлялось за счет земель бывшего стрельбища ДОСААФ ОС ОСТО России, которые, в соответствии с материалами по установлению границ землепользования ОС ОСТО России, утвержденными постановлением главы администрации г. Березовского от 04 ноября 1998 года N 556 и проектами застройки индивидуальными жилыми домами территории бывшего учебно-спортивного комплекса ОС ОСТО России (стрельбища областного комитета ЛСТО), утвержденными постановлением главы администрации г. Березовского от 18 февраля 1993 года N 61 и постановлением главы администрации г. Березовского от 18 февраля 1993 года N 244, были предоставлены гражданам под индивидуальное строительство.
Не имея возможности самостоятельно определить местоположение земельного участка, поскольку границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, с целью определения точного местоположения своего земельного участка заявитель обратился в Учреждение с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложив имеющиеся документы.
В письме от ( / / ) N Учреждение сообщило заявителю о том, что принять решение по его заявлению в настоящее время не предоставляется возможным, так как для подготовки схемы расположения земельного участка заявителю необходимо предоставить план границ земельного участка, подготовленный организацией, имеющей допуск к СРО, с учетом фактического землепользования.
Расценив данное письмо как отказ в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заинтересованным лицом оспариваемое решение принято с нарушением п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заявителю отказано в изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка по основанию, не предусмотренному законодательством. Оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя как собственника земельного участка, поскольку отказ заинтересованного лица в выдаче схемы лишает его возможности определить на местности границы ранее отведенного ему земельного участка, провести кадастровые работы по уточнению его границ и площади, и, впоследствии, внести соответствующие уточнения в сведения государственного кадастра недвижимости.
Соглашаясь с позицией заявителя, суд исходил из того, что в силу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ) в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
То есть, по смыслу указанной нормы закона, уполномоченные органы власти утверждают и выдают схему расположения земельного участка также в случае необходимости уточнения местоположения границ таких земельных участков.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Истребование у заявителя топосъемки земельного участка противоречит положениям ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции постановленным с нарушением норм материального права.
По смыслу вышеприведенных правовых норм, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обеспечивает подготовку схемы расположения земельного участка в случае образования земельного участка (ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации), а также утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории при приобретении заявителем прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, то есть при предоставлении земельного участка в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 13 мая 2008 года N 66-ФЗ).
Пункты 4-8 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации также допускают возможность подготовки схемы расположения земельного участка гражданином или юридическим лицом.
Обязанность по подготовке, утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка, возложенная на орган местного самоуправления положениями указанных правовых норм, не распространяется на рассматриваемый случай, так как земельный участок, в отношении которого заявитель обратился в Учреждение с заявлением об утверждении и выдаче такой схемы, образован, предоставлен заявителю, в отношении данного земельного участка заявителем в установленном порядке зарегистрировано право собственности.
По этой же причине к настоящему публично-правовому спору не применимы положения п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие основания для отказа в изготовлении и утверждении схемы расположения образуемого земельного участка.
Постановлением администрации Березовского городского округа от 22 марта 2013 года N 142 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Рассмотрение заявлений и выдача документов об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Административный регламент), пунктом 1.4. которого установлено, что от имени администрации Березовского городского округа данную муниципальную услугу предоставляет Учреждение.
В соответствии с п. 2.2 Устава Березовского муниципального автономного учреждения "Центр предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности", утвержденного постановлением Администрации Березовского городского округа от 12 декабря 2009 года N 565, указанное учреждение осуществляет прием от граждан документов, необходимых для предоставления муниципальной услуг в сфере земельных отношений и издания соответствующих муниципальных правовых актов, оказывает услуги по подготовке проектов границ земельных участков, подготовке схем расположения земельных участков.
Пунктами 2.3, 2.3.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, к числу которых относится схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выполненная специализированной организацией, имеющей право на производство данного вида работ.
В соответствии с приложением к приказу директора БМАУ "Березовский центр муниципальных услуг" от 22 июля 2013 года N 7 к заявлению о подготовке схемы расположения земельного участка прилагается топографическая съемка земельного участка масштаба 1:500 или описание местоположения границ земельного участка с каталогом координат характерных точек, выполненные специализированной организацией, имеющей право на производство данного вида работ.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, границы принадлежащего заявителю земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Обращаясь в Учреждение с заявлением об изготовлении и утверждении схемы расположения земельного участка, заявитель представил копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, копию кадастровой выписки о земельном участке, выписку из ЕГРП на земельный участок.
Вместе с тем, из представленных документов нельзя определить координаты характерных точек местоположения границ земельного участка, необходимые для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В этой связи, заинтересованное лицо обоснованно указало заявителю на необходимость предоставления дополнительных документов.
Ответ заинтересованного лица, изложенный в письме от 09 февраля 2015 года N 20, не содержит решения об отказе заявителю в выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, его прав и законных интересов не нарушает, данным ответом заявителю разъяснено о том, что без предоставления дополнительных сведений принять решение по его заявлению в настоящее время не представляется возможным.
Непредоставление заявителем документов, содержащих сведения о местоположении границ принадлежащего ему земельного участка, исключает возможность подготовки Учреждением схемы расположения земельного участка, а отсутствие таких документов у заявителя не свидетельствует о незаконности оспариваемого ответа.
Ссылка суда на ч. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованной, так как данная норма не регламентирует порядок подготовки и утверждения схемы расположения земельного участка.
Учитывая, что ответом учреждения от 09 февраля 2015 года права и законные интересы заявителя не нарушены, суду первой инстанции надлежало оставить заявление Ш. без удовлетворения.
Таким образом, судебная коллегия, проанализировав приведенные нормы закона, фактические обстоятельства дела, полагает, что обжалуемое заинтересованным лицом решение суда по настоящему делу законным и обоснованным признано быть не может и подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Ш.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 03 апреля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Ш. об оспаривании решения Березовского муниципального автономного учреждения "Центр предоставления муниципальных услуг в сфере земельных отношений и архитектурно-градостроительной деятельности" отказать.
Председательствующий
Л.Г. Шурыгина
Судьи
Е.С. Шумков
Д.И. Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.