Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шурыгиной Л.Г.,
судей Кормильцевой И.И., Гылкэ Д.И.,
при секретаре Клевцове В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С., Я., А о признании незаконным бездействия должностного лица УФМС России по Свердловской области,
по апелляционной жалобе представителя заявителей Цинка А.В.
на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Кормильцевой И.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Я., Я., А обратились в суд, оспаривая бездействие УФМС России по Свердловской области, выразившееся в отказе выдачи талонов на прием, а также в отказе в принятии заявлений на выдачу патентов. В обоснование требований, с учетом уточнений, указали, что на территорию Российской Федерации заявители въехали ( / / ), зарегистрировались по месту пребывания ( / / ). Согласно требованиям Федерального закона от ( / / ) N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции от 01.12.2014) для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию должен представить, в том числе, документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации. Незаконное бездействие выразилось в том, что УФМС России по Свердловской области не смогло организовать прием граждан для сдачи экзаменов до ( / / ), заявители смогли сдать тест только в конце января 2015 года, а сертификаты были получены на руки ( / / ), то есть за пределами 30-дневного срока, предусмотренного законодательством, для подачи документов на патент. Сдать заявление на патент по истечении указанного срока не удалось, так как заинтересованным лицом в устной форме было отказано в принятии документов. Таким образом, были созданы препятствия к осуществлению прав и свобод, нарушено право на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Заинтересованное лицо не организовало за три месяца 2015 года цикл получения всех документов мигрантами таким образом, чтобы лицо успевало пройти все необходимые инстанции и сдать заявление на выдачу патента в тридцатидневный срок. В качестве восстановления нарушенного права заявители просили: обязать УФМС России по Свердловской области принять от заявителей заявления о выдаче патента, изготовить и выдать в 10-дневный срок патент, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Свердловской области трудовой деятельности.
Представитель заявителей Цинк А.В. в судебном заседании поддержал доводы и требования заявителей.
Представитель заинтересованного лица УФМС России по Свердловской области Медведев А.Б. возражал против удовлетворения заявления, указав, что организация тестов по русскому языку в полномочия УФМС России по Свердловской области не входит, отказ в письменном виде в принятии документов на выдачу патента в случае их неполноты законодательством не предусмотрен. Нарушение прав отсутствует, так как заявители не лишены возможности вновь обратиться с таким заявлением.
Представитель заявителей Цинк А.В. (по доверенности от ( / / ) ... 3) в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указав на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение норм материального права, при этом в апелляционной жалобе не указано, какие именно нормы материального права должен был применить суд первой инстанции, но не применил. В апелляционной жалобе также указано, что суд необоснованно не принял во внимание, что заинтересованным лицом в 2015 году не выдано ни одного патента в течение 10 рабочих дней, как предусмотрено Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Заявители Я., Я., А в судебное заседание не явились, заинтересованное лицо УФМС России по Свердловской области представителя в судебное заседание судебной коллегии не направило. Поскольку лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 2 ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Как установил суд первой инстанции заявители С., Я. и А являются гражданами Таджикистана. Заявители прибыли на территорию Российской Федерации и зарегистрировались по месту пребывания 30 декабря 201 года. Из заявления в суд следует, что заявители предполагали находиться и осуществлять трудовую деятельность на основании патента, но в связи с поздним получением сертификата на знание русского языка не смогли вовремя сдать заявление на выдачу патента.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения с их участием определяет и регулирует Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон N 115-ФЗ).
Статья 2 Закона N 115-ФЗ ( в редакции от 01.12.2014) определяет патент, как документ, подтверждающий в соответствии с настоящим Федеральным законом право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением отдельных категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 статьи 13 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, в том числе, действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность (подп. 4), документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), выданные медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (подп. 5), документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона (подп. 6).
Согласно п. 3 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ отказ в приеме заявления о выдаче патента не допускается, за исключением случая непредставления какого-либо из документов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 7 пункта 2 настоящей статьи, либо принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации, либо наличия отказа в выдаче или переоформлении патента или аннулирования патента в течение года, предшествующего дате подачи заявления.
В соответствии с п. 1 ст. 15.1 Закона N 115-ФЗ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов:
- сертификатом о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации;
- документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;
- документом об образовании и (или) о квалификации, выданным лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.
Пунктом 2 ст. 15.1 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что сертификат, указанный в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, иностранным гражданам, сдавшим указанный экзамен.
Согласно пункту 4 указанной статьи порядок и критерии включения образовательных организаций в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, перечень таких организаций, форма и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, а также технические требования, форма сертификата, указанного в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и порядок его выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Согласно п. 3 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2014 N 1154 "Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему" сертификат выдается образовательными организациями на территории Российской Федерации либо за ее пределами, включенными в перечень образовательных организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, утверждаемый Министерством образования и науки Российской Федерации.
Проанализировав указанные нормативные акты, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что организация сдачи экзаменов по русскому языку и выдача сертификатов об этом не входит в полномочия Федеральной миграционной службы России и их территориальных органов. В связи с этим признал несостоятельными доводы заявителей об отсутствии должного контроля в данной части со стороны заинтересованного лица.
Суд первой инстанции правильно указал, что поскольку заявителями был пропущен 30-дневный срок подачи заявления о выдаче патента с момента прибытия на территорию Российской Федерации, то заявление о выдаче патента к рассмотрению могло быть принято только при условии уплаты штрафа (п. 22.7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, утвержденного Приказом ФМС России от 15.01.2015 N 5), при этом письменный отказ в принятии заявления о выдаче патента либо предъявление неполного пакета документов с возможностью его дополнения действующим законодательством не предусмотрены.
Судебная коллегия также учитывает, что и документы об отсутствии опасных заболеваний, предусмотренные подпунктами 5 и 6 пункта 2 статьи 13.3 Закона N 115-ФЗ, получены Я., С. ( / / ), то есть за пределами предусмотренного 30-дневного срока, а документы, подтверждающие получение сертификата на знание русского языка и медицинского сертификата на имя А, в суд не представлялись.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не установил каких-либо нарушений со стороны заинтересованного лица и в соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба представителя заявителей не содержит каких-либо правовых оснований для изменения или отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений применения норм процессуального права, которые повлекли или могли повлечь принятие неверного судебного решения, судебная коллегия не установила.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заявителей Цинка А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г.Шурыгина
Судьи И.И.Кормильцева
Д.И.Гылкэ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.