Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Казанковой Н.В.,
с участием прокурора Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Деком-3" о признании недействующими отдельных положений постановления министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области",
УСТАНОВИЛ:
постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 9-пн утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области.
Постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 декабря 2013 г. N 189-пн указанный нормативный правовой акт дополнен Приложением N 3 "Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах, расположенных на территории Архангельской области".
Пунктом 1 Приложения N 3 к постановлению министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 9-пн (в редакции постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 декабря 2013 г. N 189-пн) определены величины расхода электрической энергии осветительными установками, являющимися общим имуществом многоквартирного дома:
Этажность
многоквартирного дома
Норматив расхода электрической энергии на освещение помещений, входящих в состав общего имущества дома, кВт*ч в месяц на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома
1 и 2-этажные
1,1
3 и 4-этажные
1,71
5-этажные
1,93
В силу пунктов 2 и 3 примечания к Приложению N 3 к постановлению министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 9-пн нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, утвержденные данным Приложением, применяются к 1 и 2-этажным многоквартирным домам с централизованным отоплением и горячим водоснабжением и многоквартирным домам без централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения (независимо от этажности), а также к многоквартирным домам, признанным в установленном порядке аварийными.
Тексты указанных постановлений с приложениями официально опубликованы в печатном издании "Волна" 4 сентября 2012 г. N 35 и 24 декабря 2013 г. N 52.
Созданная постановлением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 декабря 2013 г. N 189-пн редакция оспариваемого нормативного правового акта вступила в силу со дня официального опубликования данного постановления, на дату рассмотрения дела является действующей.
ООО "Деком-3" обратилось в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия отдельных положений указанного нормативного правового акта. С учетом уточнения заявителем своих требований, предметом проверки по данному делу является постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 9-пн (в редакции постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 декабря 2013 г. N 189-пн) в части установления пунктом 1 Приложения N 3 к данному постановлению величины расхода электрической энергии на освещение помещений, входящих в состав общего имущества одно- и двухэтажных многоквартирных домов (как обеспеченных, так и не обеспеченных инженерными системами централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения), в размере 1,1 кВт*ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование заявления указано на противоречие указанной нормы Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Заявитель полагает, что установленная оспариваемой нормой величина расхода электрической энергии на освещение помещений, входящих в состав общего имущества одно и двухэтажных многоквартирных домов, в отсутствие к тому предусмотренных законом оснований определена расчетным методом, а не методом аналогов, в размере, не соответствующем фактическому потреблению и без учета степени благоустройства многоквартирных домов, что приводит к возникновению у общества убытков в ходе осуществления деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами.
ООО "Деком-3", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, просило о рассмотрении заявления в отсутствие своего представителя.
Представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (правопреемника министерства энергетики и связи Архангельской области) Хвостов В.Е. с заявленными требованиями не согласился. Пояснил, что принятие оспариваемого нормативного правового акта обусловлено необходимостью реализации вступившего в силу решения Архангельского областного суда от 6 ноября 2013 г., в связи с чем использование расчетного метода установления нормативов является допустимым; положенные в основу оспариваемой нормы расчеты соответствуют Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306; с 1 января 2016 г. оспариваемая заявителем норма признана утратившей силу.
Правительство Архангельской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В направленном в адрес суда отзыве полагало, что не является надлежащим заинтересованным лицом по рассматриваемому требованию.
По определению суда на основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено при данной явке.
Выслушав объяснения представителя министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Хвостова В.Е., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Подчередниченко О.С., полагавшего заявление обоснованным, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что ООО "Деком-3" на основании договоров управления многоквартирными жилыми домами от 1 августа 2012 г. и от 1 июня 2014 г. осуществляет управление расположенными в границах муниципального образования "Город Архангельск" Архангельской области многоквартирными жилыми домами, в том числе, одно- и двухэтажными многоквартирными домами (как обеспеченными, так и не обеспеченными инженерными системами централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения). Таким образом, оспариваемое постановление затрагивает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Пунктом 3 названных Правил установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В связи с реорганизацией системы органов государственной власти Архангельской области полномочия по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг, ранее осуществлявшиеся министерством энергетики и связи Архангельской области, со 2 июля 2013 г. исполняет министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (подпункт 13 пункта 9 Положения о министерстве энергетики и связи Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 г. N 128-пп).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах его компетенции.
В соответствии с пунктами 10, 13 Правил нормативы потребления устанавливаются в отношении каждого вида коммунальных услуг, предоставляемых на общедомовые нужды, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома, с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно Приложению N 1 к Правилам.
При этом расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений. При получении уполномоченным органом соответствующих сведений, необходимых для применения метода аналогов, установленные расчетным методом нормативы потребления коммунальных услуг подлежат изменению (подпункт "в" пункта 16, пункт 22 Правил).
Таким образом, действующие Правила закрепляют приоритет метода аналогов, предусматривающего определение нормативов потребления коммунальных услуг на основании данных о фактическом объеме потребления коммунальных ресурсов по приборам учета, установленным в многоквартирных домах и жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства дома и климатическими условиями, перед расчетным методом. Невозможность применения метода аналогов должна быть обоснована наличием объективных обстоятельств из числа перечисленных в пункте 22 Правил.
Как следует из представленных суду материалов, постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" (в первоначальной редакции), в числе прочего, утверждены определенные методом аналогов нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды для многоквартирных домов на территории Архангельской области в зависимости от степени их благоустройства и этажности.
Решением Архангельского областного суда от 6 ноября 2013 г., вступившим в законную силу 12 декабря 2013 г., признан недействующим со дня принятия пункт 1 указанного постановления в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в размере 4 кВт*ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов, не обеспеченных инженерными системами централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения.
В ходе рассмотрения данного дела было установлено, что при расчете указанного норматива использованы полученные с нарушением условий, предусмотренных пунктом 37 Правил, данные приборов учета потребления коммунального ресурса в многоквартирных домах, не отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, а также многоквартирных домах, техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем которых не соответствовала правилам пользования жилым помещением и содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Данное судебное постановление послужило поводом для принятия министерством топливно-экономического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области постановления от 12 декабря 2013 г. N 189-пн. Этим постановлением с использованием расчетного метода определены нормативы потребления коммунальной услуги по энергоснабжению на общедомовые нужды в расположенных в Архангельской области одно и двухэтажных многоквартирных домах с централизованным отоплением и горячим водоснабжением, многоквартирных домах без централизованного отопления и (или) без горячего водоснабжения (независимо от этажности), а также многоквартирных домах, признанных в установленном порядке авариными.
Соглашаясь с доводами министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области о необходимости в целях реализации указанного судебного постановления осуществить сбор данных приборного учета потребления коммунальной услуги по электроснабжению в многоквартирных домах, отвечающих условиям представительности выборки, с соблюдением установленной Правилами процедуры, суд, вместе с тем, отмечает, что названным министерством при рассмотрении данного дела не представлено доказательств отсутствия объективной возможности получения требуемых сведений в течение 2014 г.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что дорожная карта, предусматривающая комплекс мероприятий для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды с применением метода аналогов, была утверждена лишь спустя девять месяцев с даты вступления решения суда в законную силу постановлением министерства от 29 сентября 2014 г. N 47-пн, принятым по результатам рассмотрения протеста прокуратуры Архангельской области от 16 сентября 2014 г.; проведение основной части мероприятий, предусмотренных этим постановлением, было запланировано на 2015 г.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что на дату рассмотрения дела оспариваемый ООО "Деком-3" норматив установлен с нарушением положений подпункта "в" пункта 16, пунктов 21 и 22 Правил о необходимости использования метода аналогов в качестве приоритетного метода определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Помимо изложенного, в соответствии с пунктом 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных и жилых домов, предусмотренными Приложением N 2 к Правилам.
В силу подпункта "б" пункта 4 Правил при определении нормативов потребления такой коммунальной услуги как электроснабжение учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома - количество комнат в квартире, площадь жилого дома, износ внутридомовых инженерных систем.
Как следует из содержания Формы для установления нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (Таблица 10 Приложения N 2 к Правилам), при определении указанных нормативов также учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: оборудование лифтами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (в отопительный период и вне его).
Пункт 37 Приложения N 1 к Правилам предусматривает, что норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды рассчитывается на основании расхода электрической энергии, в том числе, такой группой оборудования, являющегося общим имуществом многоквартирного дома, как осветительные установки, - исходя из определяемых уполномоченным органом суммарной мощности установленных осветительных приборов, количества часов работы в году и коэффициента, учитывающего наличие перегоревших ламп, находящихся в стадии замены.
Как следует из представленных материалов, определяя суммарную мощность установленных в многоквартирных домах осветительных приборов, министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области использовало данные Норм расхода электрической энергии на эксплуатационные нужды жилищного хозяйства местных Советов народных депутатов, утвержденных приказом Минжилкомхоза РСФСР от 25.12.1989 N 283.
Вместе с тем, примененный в этом нормативном правовом акте критерий дифференциации многоквартирных домов - в зависимости от этажности здания, не соответствует приведенным положениям пункта 37 Приложения N 1 к Правилам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем данный приказ не может применяться для целей установления оспариваемых нормативов.
Такой показатель как этажность многоквартирного дома не может быть критерием дифференциации многоквартирных жилых домов для целей определения норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, так как для конкретного многоквартирного дома величина этого норматива зависит от общей площади расположенных на всех этажах помещений мест общего пользования.
Установление дифференцированных нормативов потребления электроэнергии на общедомовые нужды для потребителей, проживающих в домах различной этажности, не соответствует принципу равенства граждан в жилищной сфере и не обусловлено объективными различиями в их технических характеристиках, наличием либо отсутствием отдельных видов энергопотребляющего инженерного оборудования.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемая заявителем норма принята без учета приведенных положений пунктов 11, 21 и 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также пункта 37 Приложения N 1 к названным Правилам, в связи с чем подлежит признанию недействующей.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемые нормативы применялись при расчетах за коммунальные услуги с населением Архангельской области, суд считает необходимым признать их недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
На основании части 1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации понесенные заявителем судебные расходы в сумме 4 500 рублей в виде уплаченной при подаче заявления в суд государственной пошлины подлежат возмещению министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Деком-3" удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 1 Приложения N 3 к постановлению министерства энергетики и связи Архангельской области от 17 августа 2012 г. N 96-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" (в редакции постановления министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 12 декабря 2013 г. N 189-пн) в части величины норматива расхода электрической энергии на освещение помещений, входящих в состав общего имущества 1 и 2-этажных домов (как обеспеченных, так и не обеспеченных инженерными системами централизованного отопления и (или) горячего водоснабжения) в размере 1,1 Квт*ч в месяц на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома.
Взыскать с министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Деком-3" расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд в сумме 4 500 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 3 августа 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.