Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой Л.В.
судей Коваленко А.И., Федотовой Е.В.
при секретаре Циунель Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 марта 2015 года по гражданскому делу по иску Стоцкого В.Н. к Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) об обязании предоставить путевку, взыскании стоимости приобретенной путевки, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., пояснения представителя ответчика Яньшина Д.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Стоцкий В.Н. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что является ***, 14.01.2014 г. обратился в Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с заявлением на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение и предоставил полный пакет документов (в том числе справку формы 070/у-04 для получения путевки). В тот же день ответчик предоставил ему уведомление о принятии заявления под регистрационным номером N о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Также в уведомлении сообщалось, что о сроке заезда будет сообщено дополнительно, однако до настоящего времени путевка истцу не выдавалась. В течение календарного 2014 года он неоднократно обращался в Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с просьбой предоставить путевку, но путевка так и не была выделена. Просил суд обязать Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить ему путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год сроком на 18 дней, взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере *** рублей, судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в сумме *** рублей, оплату услуг представителя в сумме *** рублей, оплату нотариальных услуг в сумме *** рублей.
В ходе судебного разбирательства истец исковые требования дополнил, просил взыскать с ответчика в его пользу стоимость самостоятельно приобретенной им в 2014 году путевки на санаторно-курортное лечение в размере *** руб.
В судебное заседание истец Стоцкий В.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Представитель истца Поветкина М.Н., действующая по доверенности, исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Колесник Е.Г., действующая по доверенности, просила в иске отказать.
Решением суда исковые требования Стоцкого В.Н. удовлетворены частично. Суд постановил: обязать Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) предоставить Стоцкому В.Н. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год. В остальной части в иске отказать. Взыскать с Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) в пользу Стоцкого В.Н. судебные издержки в виде расходов на оплату услуг представителя в сумме *** руб., расходы по оплате нотариальных услуг в сумме *** руб.
В апелляционной жалобе Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что права истца непредоставлением путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 г. не нарушаются, так как он продолжает состоять на учете, решение суда предоставляет истцу право требовать немедленного предоставления путевки, что нарушает права граждан, подавших заявление на получение путевки раньше истца, что нарушает очередность предоставления путевок. Кроме этого, обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных средств не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что Стоцкий В.Н. является ***.
14.01.2014 года Стоцкий В.Н. обратился в ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив необходимый пакет документов.
Уведомлением от 14.01.2014 г. ГУ - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования истцу сообщено, что его заявление на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение от 14.01.2014 г. зарегистрировано, регистрационный номер N.
Удовлетворяя требования истца об обязании ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, суд первой инстанции исходил из того, что истец своевременно обратился в ГУ - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, поэтому ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации, поскольку установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности требований истца.
Судебная коллегия находит данные выводы суда не основанными на нормах действующего законодательства, а доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В силу пп. 1.1 п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг входит, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который предусматривает также предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением (далее - Порядок).Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации (а в случае передачи соответствующих полномочий Российской Федерации высшим органам государственной власти субъектов Российской Федерации - уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации). Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе действительная в течение шести месяцев справка медицинского учреждения о наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или иные уполномоченные органы по месту жительства до 1 декабря текущего года. Не позднее 10 дней с момента поступления заявления гражданину должны сообщить о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (пункты 3.3, 3.6 - 3.9 Порядка).Территориальные органы Фонда, в целях соблюдения равных прав граждан - получателей социальных услуг, в соответствии с п. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, установили очередность принятых заявлений граждан - получателей набора социальных услуг о предоставлении санаторно-курортного лечения с учетом даты их подачи. Обоснованность данных действий территориальных органов Фонда подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 2.3 определения от 3 апреля 2014 г. N 686-О. Так, Конституционный Суд Российской Федерации указывает, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.С учетом изложенного, и принимая во внимание, что Стоцкий В.Н. своевременно обратился к ответчику с соответствующим заявлением, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, но в течение календарного 2014 года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и за ним сохраняется право на ее предоставление, ответчиком не отказано истцу в предоставлении данной социальной услуги, в связи с чем права истца - получателя социальных услуг по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение не могут считаться нарушенными. По состоянию на 14.01.2014 г. (момент обращения с заявлением) его номер в общей очереди среди граждан-получателей социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок N, установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение при условии соблюдения последовательности их предоставления согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, доказательств, что последовательность предоставления санаторно-курортных путевок ответчиком нарушена, не имеется.И поскольку права истца как гражданина-получателя социальной услуги в виде санаторно-курортной путевки не нарушены, отсутствуют основания для защиты его права в виде обязания ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поэтому решение суда в данной части подлежит отмене, судебная коллегия выносит новое решение об отказе истцу в иске об обязании ответчика предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год.Разрешая требования истца о взыскании с ответчика денежной компенсации за самостоятельно приобретенную путевку и отказывая в их удовлетворении, суд правомерно указал, что в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" истец имеет право на получение социальной услуги в натуральной форме, то есть в форме предоставления ему путевки на санаторно-курортное лечение, законом и нормативными актами, устанавливающими основания и порядок предоставления путевок инвалидам на санаторно-курортное лечение и обеспечения бесплатного проезда к месту лечения, не предусмотрена возможность выплаты Фондом социального страхования Российской Федерации гражданину денежной компенсации стоимости санаторно-курортного лечения и проездных билетов, приобретенных самостоятельно, взамен неиспользованного права на санаторно-курортное лечение.В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.Поскольку истец моральный вред связывает с неоказанием ему социальной услуги в виде предоставления санаторно-курортной путевки, доказательства, свидетельствующие о том, что действиями ответчика истцу причинены физические или нравственные страдания, отсутствуют и с учетом того, что право Стоцкого В.Н. на обеспечение санаторно-курортной путевкой является его имущественным правом, поэтому все действия, связанные с непредставлением истцу путевки, являются нарушением его имущественных прав, а Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О защите прав инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и иными правовыми актами, регулирующими вопросы обеспечения мер социальной поддержки инвалидов, не предусмотрена возможность компенсации морального вреда, суд правомерно отказа истцу в иске.С учетом того, что судебная коллегия отменила решение суда в части удовлетворенных исковых требований истца, подлежит отмене решение и в части взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов и расходов по оплате услуг представителя.На основании ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с учетом отказа истцу в иске, судебная коллегия отказывает истцу в возмещении судебных расходов и расходов по оплате услуг представителя.
Руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) удовлетворить.
Решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 20 марта 2015 года в части удовлетворения исковых требований Стоцкого В.Н. об обязании предоставить путевку отменить, вынести в данной части новое решение.
В иске Стоцкому В.Н. к Оренбургскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (государственное учреждение) об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.