Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 июля 2015 г. по делу N 33-1386/2015
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А . и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Простове К.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - " "данные изъяты"") - Зотова А.А. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 24 апреля 2015 г., которым удовлетворено заявление "данные изъяты" Желиховского А.Н. об оспаривании действий начальника "Югрегионжилье", связанных со снятием заявителя и членов его семьи с учёта нуждающихся в получении жилого помещения, а также отказом в его предоставлении.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, выступления представителя " "данные изъяты"" Зотова А.А. в обоснование доводов, изложенных в жалобе, а также представителя заявителя - Романченко К.И., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Желиховский обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника " "данные изъяты"", связанные с принятием ДД.ММ.ГГГГ решений N и N, соответственно, о снятии его и членов его семьи с учёта нуждающихся в получении жилого помещения и об отказе в предоставлении жилого помещения, обязать названное должностное лицо эти решения отменить.
Решением гарнизонного военного суда требования Желиховского удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица Зотов А.А. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе заявителю в удовлетворении его требований. В обоснование жалобы её автор излагает обстоятельства дела, приводит положения действующего законодательства о порядке жилищного обеспечения военнослужащих и указывает на то, что заявитель ранее как член семьи военнослужащего был обеспечен военным ведомством жилым помещением по установленным нормам. Впоследствии, будучи военнослужащим, он данное жилое помещение приватизировал, а спустя несколько лет произвел его отчуждение, подарив его матери, которая проживала в этом же помещении. Таким образом, указывается в жалобе, заявитель в период службы распорядился имевшимся у него в собственности жильем, полученным от государства. Документы о сдаче им данного жилого помещения, полученного от Министерства обороны РФ, им не представлены, мер к выделению причитающейся ему доли, обмену либо разделу данного жилого помещения и его сдаче соответствующим квартирно-эксплуатационным органам заявитель не предпринял, поэтому права на повторное обеспечение от государства жильем не имеет.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Признавая незаконными решения начальника " "данные изъяты"" о снятии заявителя и членов его семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что Желиховский, как военнослужащий, и члены его семьи жильем не обеспечивались, с момента отчуждения имевшейся в собственности заявителя квартиры, ранее полученной его отцом, и её дарения матери прошло более пяти лет, поэтому к спорному правоотношению применимы положения ст. 53 ЖК РФ, предусматривающей возможность принятия на жилищный учет граждан по истечении пяти лет со дня совершения действий с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Однако такие выводы суда являются ошибочными.
Из материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ отцу заявителя - ФИО8, как военнослужащему, была выделена в "адрес" "данные изъяты" квартира на состав семьи из "данные изъяты" человек, в том числе и заявителя, общей площадью "данные изъяты" кв.м.
В ДД.ММ.ГГГГ Желиховскому, который проходил военную службу на офицерских должностях, названная квартира была передана "данные изъяты" КЭЧ района в собственность в порядке приватизации.
В ДД.ММ.ГГГГ. заявитель на основании договора дарения произвел отчуждение этой квартиры в пользу своей матери, которая проживала в этой квартире.
В ДД.ММ.ГГГГ Желиховский и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства и в ДД.ММ.ГГГГ им распределена квартира в "адрес".
В соответствии со ст. 5 и 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., то есть в период приобретения Желиховским в собственность жилого помещения, к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Таким образом, в период прохождения военной службы Желиховский по договору о приобретении права собственности в порядке приватизации был обеспечен "данные изъяты" КЭЧ района "адрес" жилым помещением для постоянного проживания за счет государства.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления жилья для постоянного проживания по избранному после увольнения месту жительства.
Предоставляя военнослужащим гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания, названный Федеральный закон возлагает на Министерство обороны РФ обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы. Исключений из этого правила не предусмотрено.
Согласно п.14 ст.15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, отвечающие ряду требований, обеспечиваются жилыми помещениями при увольнении с военной службы и при перемене места жительства, при этом документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства предоставляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Кроме того, порядок и условия предоставления жилых помещений или выделения денежных средств на их приобретение, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (с последующими изменениями) урегулирован порядок учета соответствующих категорий граждан, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, то есть тех лиц, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение жилья.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем наличие у таких граждан в собственности индивидуального жилого дома (квартиры), в соответствии с подп. "а" п. 10 Правил учета, является препятствием для признания их нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку заявитель распорядился по своему усмотрению жилым помещением, предоставленным ему от государства, возможности сдать его, выделить свою долю, обменять либо разделить не имеет, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В связи с этим действия начальника " "данные изъяты"", связанные со снятием Желиховского с учёта нуждающихся в жилых помещениях и отказом в предоставлении жилого помещения по избранному после увольнения месту жительства, являются правомерными.
При таких данных положения ст. 53 ЖК РФ, предусматривающей последствия намеренного ухудшения гражданами жилищных условий, к возникшим правоотношениям не применимы.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 и 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 24 апреля 2015 г. по заявлению Желиховского А.Н. об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения " "данные изъяты" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменить.
Принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении требований Желиховского А.Н. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.