судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Долговой Л.П., Фроловой Е.М.,
при секретаре Беляковой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Дубинина А.И. на решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 13 мая 2015 года, которым постановлено:
Зачесть Дубинину А.И. в специальный педагогический стаж период службы в ВС СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из расчета один день военной службы за один день работы; периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период курсов с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска Дубинину А.И. отказать.
Заслушав доклад судьи Нагайцевой Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дубинин А.И. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Лебедянском районе Липецкой области (далее ГУ - УПФР в Лебедянском районе) о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, ссылаясь на то, что решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в назначении пенсии по мотиву отсутствия необходимого специального стажа, не включив в стаж педагогической деятельности периоды службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР, учебных отпусков, нахождения на курсах повышения квалификации. Считая отказ незаконным, истец просил признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязать ответчика назначить пенсию со ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, из расчета один день службы за два дня работы; периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период курсов с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГУ - УПФР в Лебедянском районе Липецкой области Дударева И.Н. иск не признала, полагала решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости Дубинину А.И. соответствующим нормам пенсионного законодательства.
Суд постановил решение о частичном удовлетворении исковых требований, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец Дубинин А.И. просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иска , ссылаясь на то, что в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" период военной службы по призыву засчитывается в стаж в двойном размере. Решение суда в этой части противоречит нормам материального права, правовым позициям Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.
Выслушав объяснения истца Дубинина А.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, изучив письменные возражения на жалобу ответчика ГУ-УПФР в Лебедянском районе, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 приведенного Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Учитывая изложенное, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1992 года.
Согласно подпункту "г" пункта 1 и пункту 4 приведенного Положения, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Дубинин А.И. обратился с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением ГУ - УПФ РФ в Лебедянском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа педагогической деятельности продолжительностью не менее "данные изъяты" лет. Ответчиком в специальный стаж не включены периоды военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды учебных отпусков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период курсов повышения квалификации с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом периодов, включенных ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке, стаж педагогической деятельности истца на дату обращения составил "данные изъяты".
Удовлетворяя требования истца о зачете в специальный стаж периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах с отрывом от производства, суд обоснованно исходил из положений статей 173 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации о том, что при направлении работодателем работника на курсы повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам по заочной и очно-заочной формам обучения и успешно осваивающим эти программы, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации, прохождения государственной итоговой аттестации.
Применив положения приведенных правовых норм, суд первой инстанции, установив, что истцу за спорные периоды сохранялся средний заработок, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, правомерно обязал ответчика зачесть в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
Соглашается судебная коллегия с решением суда и в части зачета периода прохождения военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж Дубинина А.И. в календарном исчислении на основании Положения, утвержденного Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период военной службы истца.
Доводы апелляционной жалобы истца о включении периода военной службы по призыву в специальный стаж в льготном исчислении, из расчета один день службы за два дня работы, судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
Статья 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, предусматривает включение периода прохождения военной службы в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, но не в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года, которым утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не предусмотрена возможность зачета в стаж педагогической деятельности периодов прохождения военной службы по призыву не только в льготном, но и в календарном исчислении.
Суд первой инстанции правильно указал, что при разрешении дела не подлежит применению абзац 1 пункта 3 ст. 10 Закона N 76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих", в соответствии с которым время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы, поскольку указанная норма не регулирует вопросы исчисления специального стажа педагогической деятельности при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах СССР, ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент обращения за пенсией и действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении не предусмотрено, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для включения периода службы истца в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении, из расчета один день службы за два дня работы, включив указанный период в специальный стаж в календарном исчислении.
Так как с учетом периодов, включен ных судом в специальный стаж Дубинина А.И . , у истца по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года отсутствовал стаж педагогической деятельности продолжительностью не менее "данные изъяты" лет , суд обоснованно отказал в удовлетворении требования истца о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
При разрешении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, применены подлежащие применению нормы материального права и не допущено нарушений норм процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на неправильном толковании норм пенсионного законодательства и правовых позицией высших судов Российской Федерации, не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным. Оснований к отмене или изменению решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лебедянского районного суда Липецкой области от 13 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Дубинина А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна: судья
секретарь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.