Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу ФСБ РФ
от 14 января 2004 г. N 23
Порядок
приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях
5 апреля 2004 г.
См. Инструкцию по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности, утвержденную приказом ФСБ РФ от 16 мая 2006 г. N 205
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок подготовлен на основе положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации*(1) и регламентирует вопросы приема, регистрации, учета и рассмотрения в органах федеральной службы безопасности*(2) сообщений о преступлениях и информации, содержащей сведения о признаках противоправного деяния, требующей проверки и оперативного реагирования*(3).
Действие настоящего Порядка не распространяется на вопросы приема, регистрации, учета и рассмотрения сообщений о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, и лицами гражданского персонала органов безопасности и пограничных войск в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также предложений, заявлений и жалоб граждан, не содержащих признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, то есть виновно совершенного общественно-опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации*(4) под угрозой наказания*(5).
2. Информация о преступлениях в органы безопасности может поступать в виде:
- заявлений о преступлениях;
- явок с повинной;
- сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из иных источников.
Принятые сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные из иных источников, помимо указанных в статьях 141 и 142 УПК России, оформляются рапортами об обнаружении признаков преступлений (приложение 1 к статье 476 УПК России)*(6).
Кроме того, в органы безопасности может поступать иная информация о преступлениях.
3. Заявление о преступлении, явка с повинной и рапорт об обнаружении преступления являются сообщениями о преступлениях (пункт 43 статьи 5 УПК России).
4. Заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, служат поводами для возбуждения уголовного дела (часть первая статьи 140 УПК России).
5. Согласно статье 141 УПК России заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде.
Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем.
Устное заявление о преступлении заносится в протокол (приложение 2 к статье 476 УПК России), который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.
Заявитель предупреждается лицом, принявшим заявление о преступлении, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 УК России, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя.
Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно заносится в протокол следственного действия.
В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление оформляется в порядке, установленном статьей 143 УПК России.
6. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде (статья 142 УПК России).
Устное заявление принимается и заносится в протокол (приложение 3 к статье 476 УПК России) в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК России.
7. Орган дознания, дознаватель, следователь обязаны принять и проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК России, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель и следователь вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (часть первая статьи 144 УПК России).
Прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству, соответственно, следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный частью первой статьи 144 УПК России, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе также по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток (часть третья статьи 144 УПК России).
О принятии сообщения о преступлении заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (приложение 1 к Порядку). Бланки уведомлений подлежат строгому учету. Они брошюруются в книжки и выдаются сотрудникам органов безопасности (с подтверждением факта выдачи подписью), в чьи служебные обязанности входит прием сообщений о преступлениях. Использованные книжки уведомлений сдаются в секретариаты подразделений органов безопасности, их выдавшие.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь (часть вторая статьи 144 УПК России).
8. Регистрации, учету и рассмотрению подлежат все сообщения о преступлениях, а также иная информация о преступлениях.
В органах безопасности сообщения о преступлениях и иную информацию о преступлениях рассматривают:
- ФСБ России и оперативные подразделения ФСБ России (в том числе оперативные подразделения департаментов ФСБ России и Пограничной службы ФСБ России), наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
- управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности) и подчиненные им горрайподразделения;
- управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
- пограничные органы (оперативные органы и органы морской охраны);
- следователи и дознаватели.
II. Прием, регистрация, учет и рассмотрение сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях
Приказом ФСБ РФ от 5 апреля 2004 г. N 224 в пункт 9 настоящего Порядка внесены изменения
9. Сообщения о преступлениях и иная информация о преступлениях независимо от места и времени их совершения, полноты сообщаемых сведений и подследственности принимаются круглосуточно штатными дежурными, их помощниками или сотрудниками, назначенными на дежурство в установленном порядке, а также сотрудниками приемных органов безопасности и регистрируются.
Сообщения о преступлениях и иная информация о преступлениях, поступившие по почте, телеграфу, телетайпу, нарочным и т.п., докладываются незамедлительно соответствующему руководителю (начальнику), который в зависимости от их содержания дает письменное указание о регистрации и о порядке проверки. Если сообщение о преступлении или иная информация о преступлении поступили в письменном виде, то соответствующая резолюция налагается, как правило, непосредственно на поступившем документе.
В случае принятия сообщения о преступлении или иной информации о преступлении сотрудником органа безопасности последний обязан без промедления обеспечить их регистрацию и доклад в установленном порядке своему непосредственному руководителю (начальнику).
10. Для регистрации и учета в органах безопасности сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях заводятся Книга N 1 для регистрации сообщений о преступлениях (заявления о преступлениях, явки с повинной и рапорты об обнаружении признаков преступлений), поступивших в органы федеральной службы безопасности (приложение 2 к Порядку), и Книга N 2 для регистрации информации, содержащей сведения о признаках противоправного деяния, требующей проверки и оперативного реагирования, поступившей в органы федеральной службы безопасности (приложение 3 к Порядку). Такие книги ведутся в оперативных подразделениях ФСБ России, наделенных правом рассмотрения сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях, в дежурных службах (частях) территориальных органов безопасности и подчиненных им горрайподразделений, в органах безопасности в войсках, в пограничных органах, а также при необходимости в приемных и других подразделениях органов безопасности.
Листы указанных книг должны быть пронумерованы, прошиты, концы нитей опечатаны бумажными наклейками с оттисками печати "Для пакетов", приклеенными силикатным клеем.
11. Сотрудники, ответственные за ведение указанных в пункте 10 настоящего Порядка книг, назначаются приказами соответствующих руководителей (начальников), наделенных правом издания приказов по личному составу.
12. Поступившие сообщения о преступлениях и иная информация о преступлениях заносятся в соответствующие книги за очередным порядковым номером.
На лицевой стороне (на свободном от текста месте) сообщения о преступлении или иной информации о преступлении, представленных в письменном виде, проставляется регистрационный штамп (приложение 4).
При поступлении устного заявления о преступлении или устного заявления о явке с повинной регистрационный штамп проставляется соответственно на протоколе принятия устного заявления о преступлении или на протоколе явки с повинной.
В случае оформления сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, рапортом об обнаружении признаков преступления регистрационный штамп проставляется на данном рапорте.
О результатах проверки и рассмотрения сообщения о преступлении и иной информации о преступлениях производятся отметки в соответствующих книгах.
13. По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях (заявлений о преступлении, явок с повинной и рапортов об обнаружении признаков преступления) в соответствии с частью первой статьи 145 УПК России принимается одно из следующих решений:
- о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК России;
- об отказе в возбуждении уголовного дела;
- о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК России, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК России.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
В случае передачи сообщения о преступлении по подследственности или в суд по уголовным делам частного обвинения принимаются меры по сохранению следов преступления (части вторая и третья статьи 145 УПК России). Сообщения о преступлениях, направленные по подследственности или подсудности, снимаются с учета.
О результатах рассмотрения сообщения о преступлении лицо, занимавшееся его рассмотрением, уведомляет сотрудника, ответственного за ведение книг, который, в свою очередь, делает в этих книгах соответствующие отметки.
По результатам рассмотрения иной информации о преступлении принимаются организационно-распорядительные решения.
Если в процессе проверки иной информации о преступлении будут установлены признаки преступления, то лицо, осуществляющее проверку, обязано составить рапорт об обнаружении признаков преступления, по результатам рассмотрения которого принимается одно из решений, предусмотренных частью первой статьи 145 УПК России.
14. Если преступление, о котором сообщено по телефону, не требует выезда на место происшествия, принятия мер к предотвращению или пресечению преступления, а также к закреплению следов преступления, то лицо, принявшее такое сообщение, предлагает заявителю прибыть для подачи заявления или направить заявление по почте.
Отказ заявителя прибыть или направить письменное заявление по почте не освобождает лицо, принявшее такое сообщение, от обязанности реагировать на него.
Способ проверки сообщения о преступлении или иной информации о преступлении избирается с учетом характера сообщенных сведений о преступлении.
Если информацию о преступлении, полученную по телефону и зарегистрированную в Книге N 2, заявитель подтвердит при явке или по прибытии сотрудников органа безопасности (оперативного подразделения) на место происшествия, то протокол принятия устного заявления о преступлении (о явке с повинной) или письменное заявление о преступлении (о явке с повинной) регистрируются в Книге N 1, о чем в Книге N 2 делается соответствующая отметка.
15. Если поступившее письменное заявление о преступлении, зарегистрированное в Книге N 1, при проверке окажется анонимным, оно подлежит переносу в Книгу N 2, о чем в Книге N 1 делается соответствующая отметка.
Приказом ФСБ РФ от 5 апреля 2004 г. N 224 в пункт 16 настоящего Порядка внесены изменения
16. Сообщение о преступлении, направленное по подследственности или территориальности, повторно регистрируется по месту получения.
17. Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (часть седьмая статьи 141 УПК России).
Анонимные заявления о преступлениях регистрируются в Книге N 2, при необходимости проверяются оперативными подразделениями, наделенными полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
По результатам проверки анонимного заявления о преступлении, в ходе которой производились отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, отбирались объяснения, истребовались документы и т.п. и при этом составлялся рапорт об обнаружении признаков преступления, принимается одно из предусмотренных частью первой статьи 145 УПК России решений, о чем делается соответствующая отметка в Книге N 2.
18. Если по поступившему сообщению о преступлении производились отдельные следственные действия по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, то соответствующие протоколы и постановления прилагаются соответственно к постановлению о возбуждении уголовного дела, постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела или материалам, направляемым по подследственности.
19. Материалы проверки сообщений о преступлениях, по которым были приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, формируются в самостоятельные дела и хранятся в течение пяти лет в органах безопасности (оперативных подразделениях), осуществлявших их проверку.
III. Заключительные положения
20. О работе по рассмотрению сообщений о преступлениях лица, ответственные за ведение указанных в пункте 10 настоящего Порядка книг N 1 и 2, составляют отчеты по форме N 2-Е, которые представляются в определенные сроки и в установленном порядке в УРАФ ФСБ России.
Основанием для составления таких отчетов являются данные Книги N 1.
21. УРАФ ФСБ России на основе полученных отчетов составляются и представляются в установленном порядке и в установленные сроки руководству ФСБ России отчеты по форме N 2-Е в целом по органам безопасности.
------------------------------
*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3015; ст. 3020; ст. 3029; N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; ст. 2706; N 27 (ч. II). ст. 2708; N 28, ст. 2880; "Российская газета" от 16 декабря 2003 г. N 252 (3366).
Далее - УПК России.
*(2) Далее - органы безопасности, если не оговорено иное.
*(3) Далее - иная информация о преступлениях.
*(4). Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954.
Далее - УК России.
*(5) Предложения, заявления и жалобы граждан (в том числе военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и гражданского персонала органов безопасности и пограничных войск), не содержащие признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, принимаются, регистрируются, учитываются, рассматриваются и разрешаются в органах безопасности и пограничных войсках в порядке, установленном Инструкцией о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах федеральной службы безопасности, утвержденной приказом ФСБ России от 4 декабря 2000 г. N 613 (зарегистрирован Минюстом России 9 января 2001 г., регистрационный N 2521) (с изменениями, внесенными приказом ФСБ России от 14 августа 2001 г. N 432 (зарегистрирован Минюстом России 23 августа 2001 г., регистрационный N 2890).
*(6) В таком же порядке оформляются сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях, полученные в результате осуществления оперативно-розыскной деятельности, если это не приведет к нарушению требований конспирации, к разглашению сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения в соответствии со статьями 144-145 УПК России (часть первая статьи 155 УПК России).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.