Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Ланцовой М.В.,
судей Зубовой Е.А., Ивановой Л.В.,
при секретаре Асланян Л.Н. рассмотрела в судебном заседании 15 июля 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства труда и социального развития Омской области на решение Большеуковского районного суда Омской области от 30 апреля 2015 года, которым постановлено:
"Признать незаконным изложенный в письме от 20.03.2015 г. N " ... " отказ Министерства труда и социального развития Омской области в предоставлении Каштановой М. М. меры социальной поддержки по внеочередному обеспечению жильем.
Обязать Министерство труда и социального развития Омской области в течении одного месяца со дня получения вступившего в законную силу решения суда предоставить Каштановой М. М. меру социальной поддержки по внеочередному обеспечению жильем путем включения ее в сводный список граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", о чем сообщить в суд и Каштановой М.М.".
Заслушав доклад судьи областного суда Ланцовой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Каштанова М.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа Министерства труда и социального развития Омской области в предоставлении меры социальной поддержки, указав, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - " ... "., умершего " ... ". Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 в отношении нее предусмотрена мера социальной поддержки в форме обеспечения жильем. Решением жилищной комиссии Большеуковского муниципального района Омской области подтверждено ее право на указанную меру социальной поддержки. Письмом от " ... " Министерства труда и социального развития Омской области в ее предоставлении отказано. Отказ мотивирован тем, что ее умерший супруг - " ... " как принимавший участие в боевых действиях после 1945 года, не поименован в Указе Президента от 07.05.2008 N 714, не относится к категории ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. С таким отказом она не согласна, поскольку в силу пп. "е" п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" " ... ". отнесен к категории ветеранов Великой Отечественной войны. В связи с изложенным просила признать незаконным отказ Министерства труда и социального развития в предоставлении ей меры социальной поддержки, обязать указанный орган государственной власти произвести ей единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения.
Заявитель Каштанова М.М. в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело без ее участия. Ее представитель Воробьева Н.И. заявленные требования поддержала.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Омской области в судебном заседании участия не принимал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития Омской области Христолюбова Ю.В. просит решение суда отменить. Полагает, что правовые основания для внеочередного обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета Каштановой М.М. отсутствуют, поскольку лица, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Литвы в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года не обладают правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Министерства труда и социального развития Омской области Христолюбовой Ю.В., поддержавшей вышеприведенные доводы жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из п. 4 ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ следует, что членам семьи умершего участника Великой Отечественной войны (в частности, супруге) предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, такие меры, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем при установлении факта нуждаемости членов семьи в улучшении жилищных условий. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч. 1 ст. 23.2 ФЗ N5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего ФЗ категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указом Президента РФ N714 от 07.05.2008 г. "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах". Правительству Российской Федерации предложено предусмотреть бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных данным Указом в 2009 - 2011 годах.
Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 N 99-п утвержден "Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции от 21.01.2015 N 2-п). Согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка право на получение мер социальной поддержки имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ "О ветеранах". Обеспечение членов семей умерших участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями осуществляется один раз в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору (подпункт 1 пункта 4 Порядка).
Из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что основанием обеспечения члена семьи (в частности, супруги) умершего участника Великой Отечественной войны жилым помещением является установление факта нуждаемости гражданина в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что " ... "., " ... " года рождения, и Каштанова М.М., " ... " года рождения, вступили в брак 01.10.1958, что подтверждается свидетельством о регистрации брака ( " ... ").
Согласно свидетельству о смерти " ... " умер " ... " ( " ... ").
Из справки начальника отдела Военного комиссариата Омской области по Знаменскому и Большеуковскому районам от 25.03.2011 N " ... " следует, что " ... " " ... " года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны, с октября 1950 года по декабрь 1951 года проходил службу в " ... " стрелковом полку ВВ, в/ч " ... " ( " ... "). Указанные сведения также подтверждаются записями военного билета " ... " ( " ... "). Согласно указанной справке, удостоверения серии " ... " N " ... " " ... " имел право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для участников Великой Отечественной войны ( " ... ").
Каштанова М.М. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, согласно удостоверению серии " ... " N " ... " имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих " ... ").
Постановлением Главы Становского сельского поселения Большеуковского района Омской области от 12.12.2014, принятого на основании решения жилищной комиссии Администрации Становского сельского поселения от 12.12.2014, Каштанова М.М. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принята на соответствующий учет.
Каштанова М.М. обращалась в органы местного самоуправления Большеуковского муниципального района Омской области за предоставлением ей меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жильем как члена семьи умершего участника Великой Отечественной войны.
Решением жилищной комиссии Большеуковского муниципального района Омской области от " ... " Каштанова М.М. как вдова участника Великой Отечественной войны " ... " оставлена в списке лиц, имеющих право на меру социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ( " ... ").
Вместе с тем, как следует из письма ответчика от " ... " решением Министерства труда и социального развития Омской области Каштановой М.М. в предоставлении указанной меры социальной поддержки отказано, поскольку умерший " ... " принимавший участие в боевых операциях в период с октября 1950 года по декабрь 1951 года, не поименован Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 в числе лиц, в отношении которых необходимо завершить обеспечение жильем (ветераны Великой Отечественной войны 1941-1945 годов) ( " ... ").
Не согласившись с указанным решением Каштанова М.М., обратилась с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ Министерства труда и социального развития Омской области в предоставлении меры социальной поддержки является незаконным, в связи с чем за Каштановой М.М. обоснованно признано право на получение меры социальной поддержки по внеочередному обеспечению жильем, установленной Указом Президента РФ "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" N714 от 07.05.2008 и возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Омской области включить Каштанову М.М. как вдову участника Великой Отечественной войны в сводный список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что право на обеспечение истца жильем в соответствии с Указом Президента РФ N714 от 07.05.2008 как вдовы " ... " производно от соответствующего права последнего.
В соответствии с подп. "е" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года.
Статьей 15 Федерального закона "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Из материалов дела следует, что супруг истца " ... " принимал непосредственное участие в боевых действиях по ликвидации националистического подполья на территории Литвы в составе части N " ... " ( " ... " стрелковый полк ВВ МГБ) в 1951 году и согласно вышеприведенным положениям подп. "е" пункта 1 части 1 ст. 2 ФЗ "О ветеранах" является участником Великой Отечественной войны и, соответственно, в силу названной нормы - ветераном Великой Отечественной войны.
При таком положении, поскольку истец является вдовой " ... " до обращения с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки на приобретение жилья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет, судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии правовых оснований для признания отказа ответчика в предоставлении названной меры социальной поддержки истцу незаконной.
Доводы Министерства труда и социального развития Омской области о том, что правовые основания для внеочередного обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета Каштановой М.М. отсутствуют, поскольку лица, принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Литвы в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года не обладают правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714, основаны на неверном толковании положений Указа, приведены без учета норм ФЗ "О ветеранах".
Ссылка автора жалобы в данной части на письмо Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 29.11.2012 N " ... ", в котором даны разъяснения по вопросу обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета лиц, принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Литвы в период с 01.01.1944 по 31.12.1951, основанием к отмене решения суда явиться не может. Данные разъяснения нормативным правовым актом не являются и не могут ограничивать действие ФЗ "О ветеранах".
Действующее правовое регулирование не содержит норм, предусматривающих исключение для лиц, указанных в подп. "е" подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период после 3 сентября 1945 года, такой меры социальной поддержки - как обеспечение жильем.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст.67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Большеуковского районного суда Омской области от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.