Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 14 июля 2015 г. по делу N 33-286/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А., судей Тарабакина А.В. и Двойцева Ю.В., при секретаре судебного заседания Егерь И.С., с участием представителя заявителя Нечаенко В.И. и представителя командира войсковой части ... капитана юстиции Оловянова Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части ... Суптели В.В. об оспаривании состоявшегося в отношении него решения жилищной комиссии войсковой части ... о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях и действий командира той же воинской части, связанных с утверждением этого решения,
по апелляционной жалобе представителя командира воинской части ... Дутова В.Г. на решение Томского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2015 года, которым требования заявителя удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Двойцева Ю.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание и мотивы апелляционной жалобы, мнение участвующих лиц, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Суптеля с 2012 года проходит военную службу по контракту в войсковой части ... и на основании поданного рапорта по месту прохождения военной службы 30 декабря 2014 года решением жилищной комиссии той же воинской части, заявитель признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания составом семьи 4 человека.
17 апреля 2015 года решением коллегиального органа Суптеля снят с жилищного учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ в связи с выявлением в предоставленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет нуждающихся в жилом помещении.
Полагая свои права нарушенными, Суптеля обратился в суд с заявлением, в котором просил признать вышеприведенное решение жилищного органа и действия должностного лица, связанные с его утверждением, незаконными, а также обязать восстановить его на жилищном учете.
Решением Томского гарнизонного военного суда заявление Суптели удовлетворено частично. Суд признал решение жилищной комиссии войсковой части ... и действия командира войсковой части ... , связанные с его утверждением, незаконными и возложил на коллегиальный орган обязанность отменить это решение, а должностное лицо утвердить соответствующий протокол. В удовлетворении остальных требований суд отказал.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица Дутов В.Г., настаивая на необоснованности судебного постановления и неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новое, признав решение жилищной комиссии войсковой части ... от 17 апреля 2015 года и действия командира указанной воинской части, связанные с утверждением этого решения, законными и обоснованными, а в удовлетворении требований Суптели отказать.
В обоснование этого, автор жалобы, ссылаясь на обстоятельства дела и анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, пришел к выводу, что заявитель снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с отсутствием в материалах жилищного дела документов, без которых невозможно установить факт нуждаемости заявителя и членов его семьи в предоставлении жилого помещения, в связи с чем, жилищной комиссией было принято правомерное решение.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Суптеля, обосновывая несостоятельность приведенных в ней доводов, просит в ее удовлетворении отказать.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверив решение суда первой инстанции в пределах апелляционного обращения, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Так, из положений п. 3 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России (утв. приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 г.) следует, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ определено, что решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных ст. 56 того же кодекса оснований для снятия их с учета.
Судом по делу установлено, что Суптеля решениями жилищной комиссии воинской части от 25 июля 2013 года N ** и от 30 декабря 2014 года N * на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания составом семьи 4 человека.
Исходя из содержания оспоренного заявителем решения от 17 апреля 2015 года, жилищный орган отменил ранее принятое решение о признании Суптели нуждающимся в жилом помещении, в связи с выявлением в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений: в жилищном деле отсутствует информация об обеспечении заявителя жильем во время обучения в О ... высшем военном командном училище им. Кирова МВД СССР в период с 5 августа 1985 года по 7 июля 1989 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.
По смыслу изложенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ЖК РФ следует, что отсутствие справки о сдаче жилого помещения не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, если таковая объективно не может быть представлена военнослужащим по не зависящим от него причинам, но имеются другие данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья.
В ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт представления Суптелей в жилищный орган сведений, не соответствующих действительности.
Согласно сообщениям Федерального казенного учреждения "Главный информационно-аналитический центр МВД РФ" и информационного центра МВД по Республике ... , сведениями об обеспеченности заявителя жилым помещением в период обучения они не располагают, ввиду отсутствия соответствующих архивов
Из материалов дела усматривается, что Суптеля и члены его семьи являются собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства жилищная комиссия войсковой части ... и командир указанной воинской части не представили доказательств, что Суптеля обеспечивался жильем во время обучения в вышеназванном учебном заведении.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному решению о незаконности оспариваемых действий коллегиального органа и должностного лица.
В этой связи, оснований не согласиться с решением гарнизонного военного суда, постановленным при правильном применении материального права, у окружного военного суда не имеется.
Ссылка заинтересованного лица на требования п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, не может быть принята во внимание, поскольку в соответствии с приказом МВД РФ от 12 февраля 2010 года N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России" выдача военнослужащим справок о сдаче жилых помещений начала производиться с 01 мая 2010 года, а поэтому ранее этой даты у военнослужащих внутренних войск не имелось обязанности предоставлять такую справку.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и иное толкование подлежащих применению к возникшим правоотношениям норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328 и 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2015 года по заявлению Суптели В.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Дутова В.Г. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.В. Двойцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.