Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 июля 2015 г. по делу N 33-292/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Венедиктова С.В. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С.,
с участием представителя заявителя Яковенко А.А. и представителя заинтересованного лица Пелых В.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Орлова А.В. об оспаривании состоявшегося в отношении его семьи решения 2 отдела федерального казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальный отдел учреждения) о снятии с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - учёт),
по апелляционной жалобе заявителя на решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2015 года.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения и доводы жалобы, объяснения представителя заявителя Яковенко А.А. в обоснование апелляционного обращения, объяснения представителя заинтересованного лица Пелых В.Ю. в поддержание судебного постановления, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Орлов проходит военную службу по контракту в воинской должности техника войсковой части ...
Решением территориального отдела учреждения от 20 октября 2012 года N * заявитель вместе с супругой О.Р.Е., матерью О.Т.М., совершеннолетними сыном О.А.А. и дочерью О.И.А. принят на учёт.
Решением заинтересованного лица от 03 февраля 2015 года N ** указанные лица сняты с учёта в связи с выявлением в представленных Орловым документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учёт (пункт 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ).
В апреле 2015 года названный военнослужащий оспорил последнее решение территориального отдела учреждения по правилам главы 25 ГПК РФ в гарнизонном военном суде. В заявлении он просил обязать заинтересованное лицо отменить его как неправомерное.
Обжалованным судебным постановлением в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном обращении Орлов просит решение суда отменить и разрешить спор в его пользу.
Ссылаясь в обоснование на обстоятельства дела, имеющиеся по нему доказательства и отдельные положения федерального законодательства, автор жалобы приводит следующие доводы:
- по линии Министерства обороны Российской Федерации его не обеспечивали жилым помещением;
- при постановке на учёт территориальный отдел учреждения располагал сведениями относительно принадлежности его семье до 2003 года квартиры N ... в доме N ... по улице Ф ... в городе Новосибирске, которые им не скрывались;
- после продажи упомянутой квартиры истёк установленный статьёй 53 ЖК РФ срок, в пределах которого граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, не могут быть поставлены на учёт.
По результатам рассмотрения дела в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах окружной военный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционного обращения.
Гарантированное статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счёт средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений подлежит реализации исключительно в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (см. пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Так, в частности, пунктом 14 статьи 15 Закона определены специальные условия для реализации обозначенного права военнослужащими, не обеспеченными жилыми помещениями ко времени увольнения с военной службы. Для его осуществления, возможного лишь единожды, на военнослужащего возлагается обязанность предоставить документы о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства.
Если военнослужащий не может представить указанные документы, повторное обеспечение такого лица жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств (см. пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих").
Приведённые требования основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим и членам их семей жилищных гарантий, установленных Законом (см. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2014 года N 2486-О, от 29 января 2015 года N 116-О, от 23 апреля 2015 года N 770-О и др.).
Таким образом, государство несёт перед военнослужащими ответственность за безвозмездное предоставление жилой площади с соблюдением требований, предусмотренных законодательством, только один раз за всё время военной службы. Поэтому в случае, когда военнослужащий ранее обеспечивался жильём за счёт военного ведомства по установленным нормам, повторное распределение ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определяемом статьёй 15 Закона, исключается, в том числе по истечении установленного статьёй 53 ЖК РФ срока, в пределах которого граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, не могут быть поставлены на учёт.
Принимая оспоренное решение, заинтересованное лицо исходило из того, что на день постановки на учёт заявитель не проинформировал территориальный отдел учреждения о проживании с семьёй в период с 1992 года по 2003 год в двухкомнатной квартире N ... общей площадью 48,3 кв. м в доме N ... по улице Ф ... в городе Новосибирске и действиях, совершённых в отношении неё в дальнейшем. Между тем данное жилое помещение до его бесплатной передачи в порядке приватизации в общую совместную собственность Орлову, супруге и их детям в 1998 году находилось в ведении Минобороны России. В 2003 году указанная квартира была отчуждена в пользу иных лиц (л.д. 5, 6, 67, 68).
Эти обстоятельства по делу не оспариваются, подтверждаются копиями соответствующих договоров, писем Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и подведомственного учреждения Росреестра, справок ТСЖ " Ф ... - ... ", сведений, представленных заявителем в территориальный отдел учреждения, паспортов и свидетельств на имя Орлова, его жены и детей, выпиской из домовой книги и постановлением мэрии города Новосибирска от 27 ноября 2000 года N 2232
Кроме того, из представленных материалов усматривается, что с июля 1993 года заявитель проходит военную службу по контракту в городе Новосибирске, который избрал местом жительства после увольнения. 25 сентября 2013 года он достиг предельного возраста пребывания на военной службе, после чего с ним заключили контракт сроком на два года в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Вселению Орлова в упомянутую квартиру предшествовал разрешённый в судебном порядке обмен жилой площади по правилам статей 69 и 70 ЖК РСФСР между ним и его одиноко проживающей бабушкой К.Н.В ... До совершения указанного обмена заявитель проживал в качестве члена семьи нанимателя в трёхкомнатной квартире N ... общей площадью 51,7 кв. м в доме N ... по улице М ... в городе Новосибирске, предоставленной его отцу в 1982 году в соответствии с главой 1 раздела III ЖК РСФСР. В 2003 году он, супруга, сын и дочь приобрели это жилое помещение в общую долевую собственность. Одним из продавцов квартиры выступала мать заявителя О.Т.М., которую в 2008 году Калининский районный суд города Новосибирска признал членом его семьи
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция считает доказанным, что во время прохождения военной службы по контракту заявитель вместе с супругой и детьми был обеспечен жильём, принадлежащим государству в лице Минобороны России. После освобождения соответствующей квартиры в 2003 году он не сдал её военному ведомству, в связи с чем исключалось распределение последней другим военнослужащим согласно пункту 5 статьи 15 Закона.
При указанных обстоятельствах в силу части 2 статьи 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности семьи Орлова общей площадью жилого помещения для разрешения вопроса о принятии на учёт должно осуществляться исходя из суммарной общей площади двух квартир, упомянутых выше. При таком подходе приходящаяся на каждого члена семьи заявителя общая площадь жилого помещения превышает установленную решением городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 года N 94 учётную норму в 12 кв. м ((48,3 кв. м + 51,7 кв. м) : 5), что свидетельствует об отсутствии оснований для состояния на учёте.
Как отмечалось выше, при вынесении заинтересованным лицом в 2012 году решения о постановке семьи Орлова на учёт общая площадь квартиры N ... в доме N ... по улице Ф ... в городе Новосибирске во внимание не принималась. Причиной тому послужило неуказание заявителем информации о владении им, супругой и их детьми этим жилым помещением в документе, обязательном для представления в территориальный отдел учреждения (см. часть 4 статьи 52 ЖК РФ, подпункт "и" пункта 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Минобороны России от 30 сентября 2010 года N 1280). Вместо указанных сведений в обозначенном документе нашли отражение недостоверные данные, о чём заинтересованному лицу стало известно 16 января 2015 года из ответа подведомственного учреждения Росреестра на соответствующее обращение .
В силу статьи 56 ЖК РФ выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не согласующихся с действительностью и послуживших основанием принятия на учёт, влечёт снятие гражданина с учёта не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня обнаружения соответствующих обстоятельств.
По приведённым выше основаниям применение территориальным отделом учреждения в отношении семьи Орлова указанной нормы ЖК РФ нареканий не вызывает, а поэтому вывод суда первой инстанции о законности оспоренного решения заинтересованного лица следует признать базирующимся на правильно установленных обстоятельствах спора, которым дана верная юридическая оценка.
Принимая во внимание наряду с этим отсутствие по делу нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 330 ГПК РФ, обжалованное судебное постановление отмене либо изменению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 27 апреля 2015 года по заявлению Орлова А.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.