Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 17 июля 2015 г. по делу N 33-296/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Венедиктова С.В. и Иванова В.В.,
при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С.,
с участием заявителя Смирновой И.Л. и её представителя Пожилова Д.А., а также представителя заинтересованных лиц - командира и жилищной комиссии войсковой части ... - капитана юстиции Сысоева А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованных лиц майора юстиции Шиляева А.С. на решение Томского гарнизонного военного суда от 07 мая 2015 года по заявлению прапорщика Смирновой И.Л. об оспаривании решения жилищной комиссии и действий командира войсковой части ... в части определения членов семьи заявителю для предоставления жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Иванова В.В., объяснения представителя заинтересованных лиц в поддержание жалобы, заявителя и его представителя, возражавших против её удовлетворения, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Смирнова с декабря 1992 года проходит военную службу в войсковой части ... , приказом командира которой (далее - командир части) от 19 декабря 2013 года уволена в отставку в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Решением жилищной комиссии войсковой части ... (далее - жилищная комиссия) от 09 сентября 2013 года Смирнова признана нуждающейся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания.
26 марта 2015 года по результатам рассмотрения её рапорта жилищная комиссия приняла решение, утверждённое командиром части, о предоставлении Смирновой жилищной субсидии на состав семьи из 4 человек (она и 3 дочери).
Полагая, что её права на обеспечение жильём на полный состав семьи из 9 человек (она, 3 дочери, 4 внучки и 1 внук (далее - внуки)) нарушены, Смирнова обратилась в суд с заявлением, в котором просила признать незаконным отказ в обеспечении жильём её пятерых внуков и обязать жилищную комиссию отменить указанное решение, а должностное лицо утвердить соответствующий протокол.
По итогам разбирательства дела заявление удовлетворено частично. Суд признал незаконными решение жилищной комиссии от 26 марта 2015 года и действия командира части, связанные с его утверждением, и обязал коллегиальный орган отменить оспоренное решение, а должностное лицо утвердить соответствующий протокол. В удовлетворении требований о признании незаконными оспоренных решения жилищной комиссии и действий командира части применительно к конкретным родственникам заявителя пофамильно судом отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель заинтересованных лиц Шиляев А.С., указывая на незаконность и необоснованность состоявшегося судебного постановления в части удовлетворённых требований, настаивает на его отмене в связи с нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и просит принять по делу новое решение.
В обоснование автор обращения пишет, что внуки заявителя в соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) не относятся к членам его семьи. В подтверждение этому он указывает, что согласно материалам жилищного дела Смирновой названные родственники у неё на иждивении не находятся и не признаны нуждающимися в жилом помещении, а бесспорные доказательства ведения ими совместного хозяйства отсутствуют.
Далее представитель указывает на отсутствие ссылки на ЖК РФ в абзаце 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление Пленума), а также на Постановление Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года N 76 "Об утверждении Правил расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Данные положения, по его мнению, говорят о том, что в отличие от обеспечения жилым помещением в натуре, при предоставлении жилищной субсидии для определения круга лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, надлежит руководствоваться не положениями ЖК РФ, а статьёй 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон).
В поданных на апелляционную жалобу и дополнения к ней возражениях заявитель Смирнова, опровергая приведённые в них доводы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
По результатам рассмотрения гражданского дела в установленных частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) пределах окружной военный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционного обращения.
В силу статьи 15 Закона военнослужащие-граждане при увольнении и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на обеспечение жилым помещением, как в натуральной форме, так и в форме выделения денежных средств для приобретения (строительства) жилья.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утверждённым приказом МВД Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1046 (далее - Порядок) жилищная комиссия принимает решение об обеспечении военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии.
Таким образом, выделение жилищной субсидии является одной из предусмотренных Законом форм обеспечения военнослужащих жилым помещением.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 2 Закона к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, установленные данным Законом, если иное не установлено иными федеральными законами, относятся: супруга (супруг), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем, в пункте 25 Постановления Пленума разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ).
В силу частей 1 и 2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
С целью обеспечения прав несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ) право на вселение в жилое помещение и проживание в нём несовершеннолетних детей производно от прав их родителей (п. 2 ст. 20 ГК РФ). Поэтому на вселение к родителям их несовершеннолетних детей согласие остальных членов семьи нанимателя не требуется (ч.1 ст.70 ЖК РФ).
Из материалов дела усматривается, что заявитель Смирнова является нанимателем жилого помещения общей площадью 63,1 кв.м. по адресу: Томская область, город С ... , улица Л ... , дом ... , квартира ... Данное жилое помещение ей предоставлено в 1990 году на основании ордера N ... на состав семьи 5 человек (она, муж - С.В.А., дочери - С.О.С., С.Ю.В. и С.А.В.). По состоянию на 07 октября 2014 года в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают в качестве членов семьи нанимателя её три дочери, а также внучки Г.К.А., О.А.А., Т.В.Д., Ф.С.Д. и внук Ф.Д.М. .
Принимая во внимание, что внуки Смирновой в силу своего возраста являются нетрудоспособными иждивенцами и проживают со своими матерями (дочерьми Смирновой), а фактическая нуждаемость в улучшении жилищных условий заявителя связана с тем, что на каждого проживающего вместе с ней в квартире члена семьи, в том числе внуков, приходится менее учётной нормы жилого помещения, то не отнесение последних к членам семьи Смирновой при решении вопроса об обеспечении жильём в форме выплаты жилищной субсидии по изложенным в протоколе жилищной комиссии мотивам не основано на законе.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу о том, что состав семьи заявителя, подлежащий обеспечению жильём, коллегиальным органом определен неверно. Данный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на всесторонне проверенных в судебном заседании доказательствах, которые не вызывают сомнений в своей достоверности, согласуются между собой, достаточно полно приведены в судебном решении и надлежащим образом судом оценены.
Иное толкование нормативных положений, которое приводит автор жалобы, является ошибочным.
Стороной заинтересованных лиц не представлено доказательств, опровергающих факты вселения внуков заявителя в обозначенное жилое помещение в качестве членов его семьи и ведения ими общего хозяйства, что является в соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ необходимыми условиями для признания членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих об отсутствии иных законных оснований для непризнания внуков в качестве членов семьи заявителя.
Между тем в силу статьи 249 ГПК РФ бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспоренных решений (действий) возлагается на органы и должностных лиц, которые их приняли.
Довод автора обращения о том, что от способа реализации военнослужащим своих жилищных прав - путём получения жилья в натуре либо жилищной субсидии - зависит определение круга лиц, признаваемых членами его семьи в целях обеспечения жильём (по ст. 69 ЖК РФ либо по ст. 2 Закона) противоречит смыслу действующего законодательства, выявленному в пункте 25 Постановления Пленума.
В соответствии с пунктом 4 Порядка при предоставлении военнослужащему жилищной субсидии коллегиальный орган принимает решение в отношении лиц совместно проживающих с ним в качестве членов его семьи.
Следовательно, довод автора обращения о том, что внуки Смирновой не были ранее признаны жилищной комиссией нуждающимися в жилом помещении, что препятствовало включению их в состав семьи заявителя при решении указанным коллегиальным органом вопроса о выделении жилищной субсидии военнослужащему, нельзя признать обоснованным.
Нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося судебного постановления, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, оснований для корректировки оспоренного решения, предусмотренных статьёй 330 ГПК РФ, по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Томского гарнизонного военного суда от 07 мая 2015 года по заявлению Смирновой И.Л. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира и жилищной комиссии войсковой части ... Шиляева А.С. - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда В.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.