Апелляционное определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 04 августа 2015 г. по делу N 33-298/2015
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Юркова В.В., судей Гусейнова Т.Г. и Таранова В.А.,
при секретаре судебного заседания Гусевой И.В.,
с участием представителя заявителя Лаврухина С.М. и представителя заинтересованного лица - федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Пелых В.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению подполковника Икаева О.В. об оспаривании состоявшегося в отношении него решения начальника отделения (территориального, город О ... ) федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение) об отказе во внесении в автоматизированную систему учёта военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (далее - автоматизированная система учёта), сведений о праве на дополнительную общую площадь жилого помещения (далее - дополнительная площадь),
по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица - федерального государственного казённого учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации Юсуповой Т.Г. на решение Омского гарнизонного военного суда от 09 апреля 2015 года.
Заслушав доклад председателя судебного состава Юркова В.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения, доводы жалобы и принесённых относительно неё возражений, объяснения представителя заинтересованного лица Пелых В.Ю. в обоснование апелляционного обращения, а также объяснения представителя заявителя Лаврухина С.М. в поддержание судебного постановления, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
В апреле 2012 года Икаев назначен на воинскую должность военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г. О ... ), где проходит службу по настоящее время.
С 22 августа 2014 года заявитель и трое членов его семьи состоят на учёте нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма.
В феврале 2015 года Икаева в установленном порядке известили о распределении ему на семью по линии военного ведомства квартиры для постоянного проживания общей площадью 72,5 квадратных метра, то есть без учёта дополнительной площади, о которой упоминается в пункте 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон).
На обращение заявителя о признании за ним права на дополнительную площадь, адресованное начальнику территориального отделения, последний письмом от 25 марта 2015 года отказал Икаеву во внесении соответствующих сведений в автоматизированную систему учёта.
По заявлению названного военнослужащего, поданному по правилам главы 25 ГПК РФ, гарнизонный военный суд признал данное решение незаконным и обязал заинтересованное лицо учесть за Икаевым указанное право.
В жалобе её автор просит судебное постановление отменить ввиду неверного истолкования материального закона и оставить заявление без удовлетворения.
В подтверждение, ссылаясь на отдельные положения федерального законодательства, представитель территориального отделения приводит доводы, образующие в совокупности вывод о том, что лица, замещающие воинскую должность военного коменданта военной комендатуры, не относятся к числу военнослужащих, имеющих право на получение жилого помещения с учётом дополнительной площади.
В возражениях, принесённых представителем заявителя Лаврухиным С.М., обосновывается несостоятельность доводов апелляционного обращения и высказывается просьба об оставлении решения суда без изменения.
По результатам рассмотрения дела в предусмотренных частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ пределах окружной военный суд находит обжалованное судебное постановление согласующимся с подлежащими применению нормами материального права.
В силу пункта 2 статьи 15.1 Закона командир воинской части имеет право на дополнительную площадь в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
Как верно отмечается в решении суда, применительно к обозначенной норме законодатель не раскрыл понятия "командир воинской части" и не определился с термином "воинская часть".
В то же время в иных правовых актах, регулирующих отношения, связанные с военной службой, принявшие их органы (должностные лица) признают за воинскими частями наряду с последними как органы военного управления, соединения, так и организации, входящие согласно статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" в состав Вооружённых Сил Российской Федерации (см., например, статью 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", пункт 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, пункт 5 Правил владения, пользования и распоряжения вещевым имуществом, а также банно-прачечного обслуживания в мирное время, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 390, пункт 3 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утверждённого приказом Минобороны России от 18 марта 2009 года N 95 и другие). Анализ соответствующих положений позволяет заключить, что придание той или иной военной организации статуса воинской части обусловливается наличием у неё организационной самостоятельности, чья административно-хозяйственная структура содержится по утверждённому в установленном порядке штату.
Учитывая характер отношений, регулируемых перечисленными правовыми актами, гарнизонный военный суд согласно части 3 статьи 11 ГПК РФ о применении закона по аналогии обоснованно счёл возможным придерживаться подобного подхода в настоящем деле, поскольку это не противоречит существу спорных правоотношений.
Как правильно указывается в жалобе, к числу организаций, о которых упоминается в статье 11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", относятся военные комендатуры городов и других населённых пунктов. В соответствии с Приложением N 3 к приказу Минобороны России от 05 августа 2010 года N 025 "Об утверждении Порядка присвоения, применения и ведения учёта действительных и условных наименований органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации, кораблей и судов Военно - Морского Флота" данные организации включены в перечень воинских частей, которым условные наименования "Войсковая часть ХХХХХ" не присваиваются. Этим же приказом признан утратившим силу приказ названного руководителя федерального органа исполнительной власти от 12 апреля 2001 года N 025, на который ссылается автор апелляционного обращения.
До 25 марта 2015 года предназначение обозначенных организаций обусловливалось выполнением задач комендантской службы, а после обозначенной даты - осуществлением функций и реализацией полномочий, возложенных на военную полицию (см. статью 93.1 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 N 1039) и статью 14 Устава военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 161).
Организационно военная комендатура состоит из структурных подразделений, подчинённых военному коменданту как командиру (начальнику) (см. статьи 93.5, 93.6, 93.8, 93.16 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооружённых Сил Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 июля 2011 N 1039), статьи 15 и 33 Устава военной полиции Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 161).
Из исследованных по делу доказательств следует, что военная комендатура (гарнизона, 1 разряда) (г. О ... ) является территориальным органом военной полиции в границах Западно-Сибирского территориального гарнизона (комендантского района). В её состав организационно входят управление и иные подразделения, для которых предусмотрены 35 воинских должностей и 6 должностей гражданского персонала. Комендатура располагает автомобильной техникой и вооружением, имеет гербовую печать. Руководитель этой организации выступает в качестве старшего оперативного начальника для всех дислоцированных на территории района ответственности подразделений военной полиции (в частности, военной комендатуры (гарнизона, 3 разряда) (г. Т ... ) и ... ВАИ территориальной). С 28 мая 2012 года Икаев фактически исполняет обязанности по должности военного коменданта военной комендатуры (гарнизона, 1 разряда) (г. О ... ), на которую ранее был назначен Министром обороны Российской Федерации.
С учётом изложенного апелляционная инстанция не усматривает оснований для несогласия с утверждением гарнизонного военного суда о том, что возглавляемая заявителем комендатура отвечает признакам воинской части. При таких обстоятельствах содержащийся в обжалованном решении вывод о наличии у заявителя как её командира права на дополнительную площадь соответствует материалам дела и вопреки апелляционному обращению базируется на правильном толковании закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 327, 328 и 329 ГПК РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Омского гарнизонного военного суда от 09 апреля 2015 года по заявлению Икаева О.В. оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица Юсуповой Т.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Юрков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.