Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Чербаевой Л.В.,
судей: Ледовских И.В., Малининой О.Н.
при секретаре Рахманиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сапунова Р. П. об оспаривании решения призывной комиссии отдела военного комиссариата Тамбовской области по Тамбовскому району,
по апелляционной жалобе Сапунова Р. П. на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 5 мая 2015 года,
заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,
УСТАНОВИЛА:
ДАТА Сапунов Р.П. был признан годным к военной службе с присвоением категории годности А2 и был поставлен на воинский учёт в Тамбовском районном военном комиссариате (далее Тамбовский РВК) в качестве лица, подлежащего призыву на военную службу.
ДАТА Сапунов Р.П. обратился в отделение подготовки и призыва граждан на военную службу Тамбовского РВК с заявлением о выдаче ему военного билета в связи с достижением 27-летнего возраста.
ДАТА призывная комиссия отдела военного комиссариата Тамбовской области по Тамбовскому району на основании п.1.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" приняла решение о зачислении Сапунова Р.П. в запас по достижению 27-летнего возраста, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Считая нарушенными свои права, Сапунов Р.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения призывной комиссии. В обоснование своих требований указал, что он не проходил военную службу в связи с предоставлением отсрочек. При достижении ДАТА 27-летнего возраста он в соответствии с действующим на тот момент законодательством должен был быть зачислен в запас Вороженных сил РФ. В связи с чем, полагал, что его военный билет был оформлен еще в феврале 2012 года и находился в отделе военного комиссариата Тамбовского района Тамбовской области, поскольку Федеральным законом от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон "О воинской обязанности и военной службе") и Положением о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663 (далее - Положение о призыве на военную службу), не предусмотрена обязанность являться лично в военный комиссариат при снятии с воинского учёта призывников и постановки на воинский учёт в качестве военнослужащего запаса. Считает, что решение призывной комиссии вынесено незаконно с нарушением норм материального права и создает препятствие к осуществлению принадлежащих ему прав и свобод, в том числе делает невозможным его устройство на гражданскую и муниципальную службу, в связи с чем, не может в полной мере реализовать предусмотренные Конституцией РФ право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 5 мая 2015 года Сапунову Р.П. в удовлетворении заявлении отказано.
Не согласившись с вынесенным судом решением, Сапунов Р.П. подал апелляционную жалобу о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении заявленных им требований. Считает, что суд первой инстанции при вынесении решения неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применил нормы материального права. Так, согласно п. 1.1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" а также п. 34 Положения о призыве на военную службу, решение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может быть принято призывной комиссией только в отношении гражданина, который достиг возраста 27 лет после 1 января 2014 года. Между тем, он достиг 27 летнего возраста - ДАТА, то есть, по состоянию на 1 января 2014 года он не подлежал призыву на военную службу, а соответственно комиссия отдела военного комиссариата Тамбовского района, не вправе была принимать в отношении него решение о не прохождении военной службы по призыву, не имея на то законных оснований. Считает, что суд неправильно применил и положения ст. 5.1 Закона "О воинской обязанности и военной службе" указав, что поступление в мобилизационный людской резерв, согласно ст. 51.2 данного Закона является запасом, в силу чего у состоящего в нём гражданина возникает обязанность проходить медицинское освидетельствование. Данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, поскольку в перечне п. 1 ст. 5.1 указанного Закона такое основание для проведения медицинского освидетельствования и медицинского обследования как зачисление в запас Вооруженных Сил РФ отсутствует. Помимо этого, суд выборочно привел и неправильно применил положения пункта 24 приложения N9 Инструкции по подготовки проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не прибывающих в запасе, которая была утверждена приказом Министерства обороны РФ от 2 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663", указав, что проверка состояния здоровья при зачислении в запас обязательна, и следовательно явка гражданина для прохождения необходима. Однако данная норма предусматривает, что зачисление в запас Вооруженных Сил РФ в связи с достижением возраста 27 лет осуществляется не по решению призывной комиссии, а в результате совершения определенных действий военным комиссаром. Такие действия должны совершаться на основании документов, которые имеются в личном деле призывника по состоянию на день, следующий за днем исполнения ему 27 лет, в частности, на основании заключения военно-врачебной комиссии, вынесенного при первоначальной постановке призывника на воинский учет, необходимость в предоставлении дополнительного заключения военно-врачебной комиссии и прохождении соответствующего медицинского освидетельствования отсутствует.
Выслушав Сапунова Р.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя заинтересованных лиц Мишкиной И.Ю. против отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требований Сапунова Р.П., исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу положения ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Разрешая заявленные Сапуновым Р.П. требования и отказывая в их удовлетворении, суд руководствовался тем, что представленные доказательства свидетельствуют о том, что заявитель военную службу по призыву не прошел, не имея при этом законных оснований для отсрочки, призывная комиссия на законных основаниях зачислила его в запас, обоснованно применив действующую норму п. 1.1. ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Судебная коллегия считает данный вывод суда неправильным ввиду следующего.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28.03.1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии со ст. 1 Закона "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. (ст.22 указанного Закона)
При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с Законом "О воинской обязанности и военной службе" освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Из материалов дела усматривается, что заявитель ДАТА года рождения, состоял на воинском учете призывников с 2002 года.
До 15 июля 2010 года ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании пп. б п. 2 ст. 24 Закона "О воинской обязанности и военной службе".
ДАТА заявитель достиг возраста 27 лет, после чего не подлежал призыву на военную службу, а подлежал снятию с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу и не пребывающих в запасе, в соответствии со ст.22 Закона "О воинской обязанности и военной службе" п.20 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663 и Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министерства обороны РФ от 2 октября 2007 года N400 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N663".
Пункт 24 Приложения N 9 к указанной Инструкции, в частности предусматривает снятие с воинского учета призывников граждан, достигших 27-летнего возраста и не призванных по какой-либо причине на военную службу по решению военного комиссара. Основанием для оформления снятия с воинского учета призывников является достижение гражданином возраста 27 лет, что подтверждается его паспортом и свидетельством о рождении, копии которых должны находиться в личном деле призывника. При этом необходимо учитывать, что лицо считается достигшим предельного возраста по истечении суток, на которые приходится день исполнения ему 27 лет. На основании этого должностным лицом, отвечающим за ведение картотеки личных дел призывников, изымается личное дело призывника, изучаются документы, содержащиеся в нем, и с соответствующими выводами начальником 2 отделения военного комиссариата оно представляется на решение военного комиссара. Военный комиссар, изучив представленные документы, на учетной карте призывника производит запись: "На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" начальнику 2 отделения снять с воинского учета призывников (при необходимости подготовить материал для привлечения гражданина к ответственности за уклонение от призыва на военную службу), начальнику 4 отделения принять на воинский учет военнослужащих запаса с подготовкой необходимых документов и с учетом гражданской специальности и определив годность к военной службе по состоянию здоровья" и заверяет своей подписью. После чего в учетно-алфавитной книге производится запись о снятии гражданина с воинского учета призывников по достижении предельного возраста пребывания на воинском учете граждан, подлежащих призыву на военную службу, и месте нахождения личного дела призывника.
Однако, указанные мероприятия в отношении Сапунова Р.П. проведены не были.
Анализируя законность и обоснованность оспариваемого заявителем решения призывной комиссии от 11 декабря 2014 года, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1.1. ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе", введенным Федеральным законом от 02.07.2013 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву", вступившим в законную силу с 1 января 2014 года, при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23,статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа названных законоположений следует, что юридически значимым обстоятельством при зачислении в запас, состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, и не прошедшего военную службу по призыву, по указанному выше основанию, является наличие данных о непрохождении им военной службы без законных на то оснований только после 01.01.2014 года.
Между тем, такие данные в отношении заявителя отсутствуют и не могут быть в принципе, в связи с достижением им возраста 27 лет до 1 января 2014 года.
При таких обстоятельствах, призывная комиссия была не вправе при принятии решения о зачислении Сапунова Р.П. в запас признавать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, так как на момент вступления в законную силу положений, которыми предусмотрен порядок принятия такого рода решения, заявитель уже не подлежал призыву на военную службу по возрасту.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 5 мая 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым заявление Сапунова Р. П. удовлетворить и признать оспариваемое им решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Тамбовской области по Тамбовскому району от 11 декабря 2014 года незаконным.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.