Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего Е.А. Ковешниковой
Судей Н.А. Босси, Л.В.Рязанцевой
При секретаре Т.В.Севостьяновой
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Советского района г.Тамбова, апелляционную жалобу Сайкиной В.Г. на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 20 апреля 2015 года
по гражданскому делу по иску прокурора Советского района г.Тамбова в интересах Сайкиной В.Г. к Управлению социального развития Тамбовской области, Тамбовскому областному государственному бюджетному учреждению социального обслуживания населения "Забота", Тамбовскому областному государственному казенному учреждению социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия", Администрации Тамбовской области, о признании бездействий незаконными, взыскании компенсации за технические средства реабилитации, по иску Сайкиной В.Г. к Управлению социального развития Тамбовской области, ТОГБУСОН "Забота", ТОГКУСОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" о взыскании компенсации морального вреда и взыскании денежной компенсации за технические средства реабилитации,
Заслушав доклад судьи Ковешниковой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сайкина В. Г. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида N 535 от 11.05.2011 года Сайкина В.Г. подлежит обеспечению техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых в количестве 2 штук в сутки ( сроком - бессрочно).
12.05.11г. Сайкина В.Г. обратилась в Управление социального развития Тамбовской области с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации и была поставлена на учет.
Повторной индивидуальной программой реабилитации N489 от 23.04.2013 г. определена необходимость в обеспечении Сайкиной В.Г. техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых в количестве 2 штук в сутки (сроком - бессрочно), размером "XL" (объем талии не менее 120 - 160 см.), впитываемостью не менее 2100 мл. 25.04.2013 г. Сайкина В.Г. обратилась в ТОГБУ СОН "Забота" с заявлением об обеспечении техническими средствами реабилитации, и была поставлена на учет.
Прокурор Советского района города Тамбова обратился в суд с названными выше исковыми требования, которые мотивировал тем, что в результате обращения инвалида 1 группы Сайкиной В.Н. была проведена проверка, в результате которой установлено, что Сайкина В.Г. не была обеспечена техническими средствами реабилитации - подгузниками для взрослых в следующие периоды: с 12.05.2011 г. по 03.10.2011 г., что составляет 145 дней и, исходя из предусмотренной индивидуальной программой реабилитации нормы обеспечения в подгузниках - 2 штуки в сутки, 290 подгузников (145 х 2 = 290); с половины дня 17.03.2012 г. по 09.05.2012 г., что составляет 53 полных дня и половину одного дня (53,5), и 107 подгузников (53,5 х 2 = 107); с 12.12.2012 г. по 20.02.2013 г., что составляет 71 день и 142 подгузника (71 х2 =142); с 27.07.2014 г. по 03.10.2014 г., что составляет 66 дней и 132 подгузника (66 х 2 =132).
Обязанность по обеспечению инвалидов, и в том числе Сайкиной В.Г., техническими средствами реабилитации была возложена в периоды с 12.05.2011 г. по 03.10.2011 г., с 17.03.2012г. по 09.05.2012 г., с 12.12.2012 г. по 20.02.2013 г. на ТОГБУ СОН "Забота" и Управление социального развития Тамбовской области, а в период с 27.07.2014 г. по 03.10.2014 г. на ТОГКУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия" и Управление социального развития Тамбовской области. Следовательно, указанными организациями в нарушение требований законодательства и индивидуальной программы реабилитации не было организовано предоставление Сайкиной В.Г. в отмеченные периоды необходимых средств реабилитации, что свидетельствует о бездействии данных организаций и невыполнении возложенных функций по своевременному обеспечению отдельных категорий граждан техническими средствами реабилитации.
Не предоставление Сайкиной В.Г. в вышеуказанные периоды необходимых средств реабилитации является основанием для выплаты ей компенсации в размере стоимости средств реабилитации, которые должны были быть ей предоставлены. Однако подобная компенсация Сайкиной В.Г. не выплачивалась, ее размер составил 12 990,04 руб. (3 828 + 2 366,84 + 1 647,20 + 5 148 = 12 990,04), который подлежит взысканию в пользу Сайкиной В.Г.
Впоследствии прокурор Советского района города Тамбова в интересах Сайкиной В.Г. уточнил исковые требования, просит признать бездействие УСР Тамбовской области, ТОГБУСОН "Забота", ТОГКУСОН " Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия"в не обеспечении Сайкиной В.Г. в периоды с 12.05.2011 по 03.10.2011 года, с 17.03.2012 г. по 09.05.2012 г., с 12.12.2012 г. по 20.02.2013 и с 27.07.2014 г. по 03.10.2014г. техническими средствами реабилитации незаконными и взыскать с УСР Тамбовской области и ТОГКУСОН "Центр социальной помощи семье и детям дом милосердия" компенсацию в размере 9162,04 рубля.
Сайкина В.Г. обратилась с дополнительными исковыми требованиями, просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 30 000рублей за ненадлежащее обеспечение средствами реабилитации и выплатить денежную компенсацию за не предоставление средств реабилитации с 03 октября 2014 года по 13 ноября 2014 года в размере 2340 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 20 апреля 2015 года отказано в удовлетворении исковых требований.
В апелляционном представлении и жалобе поставлен вопрос об отмене решения и принятии судебного постановления об удовлетворении требований прокурора и Сайкиной В.Г., в жалобе приведены доводы аналогичные основаниям исковых требований.
В возражениях на жалобу ответчик просит оставить решение без изменения.
Проверив и оценив фактические обстоятельства дела, их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ " государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством РФ.
В силу ст. 11 Закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с п. 6 ст. 11 Закона, если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Распоряжением Правительства РФ N2347-р от 30.12.2005 г. утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В п.22 указанного Перечня среди технических средств реабилитации предусмотрены: абсорбирующее белье, подгузники.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. N240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно- ортопедическими изделиями, в соответствии с пунктами 2-4 которых обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты РФ.
Согласно п. 15.1 названных Правил, в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с данными Правилами.Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2011 г. N57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, согласно пункту 3 которого компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
В части 4 названного Порядка предусмотрено, что размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технического средства реабилитации и (или) оказание услуги (конкурса, аукциона, запроса котировок), информация о котором располагается на официальном вебсайте РФ о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по электронному адресу: http//:www.zakupki.gov.ru, проведенного уполномоченным поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Постановлением администрации Тамбовской области от 22.06.2011 г. N693 утвержден Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами (за исключением лиц, признанных инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нуждающихся в технических средствах реабилитации в соответствии с программами реабилитации пострадавшего), и лиц в возрасте до 18 лет, которым установлена категория "ребенок-инвалид", техническими средствами реабилитации, услугами.
В п. 1.3 указанного Порядка предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включенными в Федеральный перечень, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами, разработанными федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. N2426-р "Об утверждении Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и администрацией Тамбовской области", постановлением администрации Тамбовской области от 31.12.2010 г. N1604 "Об определении уполномоченного органа по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, ветеранам - протезов (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедических изделий, отдельным категориям граждан - услуг по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также по иным вопросам, связанным с исполнением этих полномочий" Управление социального развития Тамбовской области является уполномоченным органом по предоставлению отдельным категориям граждан технических средств реабилитации.
Управление социального развития Тамбовской области для реализации основных задач и функций, установленных Положением, имеет право в установленном законодательством порядке передавать функции государственного заказчика областным государственным казенным учреждениям социального обслуживания населения, подведомственным Управлению (п..4.4.). Данным правом Управление воспользовалось.
В период 2011-2013 г.г. обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось Тамбовским областным государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения "Забота" (п.2.2.2 Устава ТОБГУ СОН "Забота", утвержденного постановлением администрации области от 21.12.2010 N 1503, и абз. 7 (8) п. 2.4 Устава ТОГБУ СОН "Забота", утвержденного постановлением администрации области от 15.12.2011 г. N1782).
В соответствии с постановлениями администрации области от 27.07.2011 г. N914 О создании Тамбовских областных государственных казенных учреждений социального обслуживания населения путем изменения типа бюджетных учреждений" и от 31.07.2013 г. N820 "О внесении изменения в Постановление администрации области от 27.07.2011 г. N914 "О создании Тамбовских областных государственных казенных учреждений социального обслуживания населения путем изменения типа бюджетных учреждений" функции по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации переданы для исполнения ТОГКУ СОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия".
При этом Управление определено главным распорядителем средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета области, на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, проживающим на территории области, отдельных мер социальной поддержки.
Согласно разделу 5 Порядка предусмотрена выплата компенсации инвалидам за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и (или) оказанную услугу при условии, что предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации приобретено (оплачено) инвалидом самостоятельно за счет собственных средств (включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи). Данная компенсация выплачивается инвалиду учреждением социального обслуживания путем перечисления денежных средств на лицевой счет инвалида, открытый в кредитной организации, или путем почтового перевода (по желанию инвалида). Решение о выплате компенсации принимается учреждением социального обслуживания на основании заявления инвалида при предоставлении документов, подтверждающих эти расходы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании в пользу Сайкиной В.Г. компенсации за технические средства реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что в указанные в иске прокурора периоды с 12.05.2011 по 03.10.2011 года, с 17.03.2012 г. по 09.05.2012 г., с 12.12.2012 г. по 20.02.2013г. и с 27.07.2014 г. по 03.10.2014 г. средствами реабилитации Сайкина В.Г. обеспечена не была. В соответствии с вышеуказанными нормативными документами за указанный период Сайкина В.Г. вправе получить денежную компенсацию за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.
Однако, каких либо доказательств того, что Сайкина В.Г. самостоятельно приобретала технические средства реабилитации суду не представлено. Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации определен, имеет заявительный характер, однако как установлено в судебном заседании с заявлением о предоставлении компенсации за указанные периоды Сайкина В.Г. к ответчикам не обращалась, какого либо подтверждения самостоятельно приобретенных средств суду не представлено.
Требования Сайкиной В.Г. о взыскании денежной компенсации за средства реабилитации не удовлетворены судом в связи с тем, что 10.11.2014 года Сайкина В.Г. была обеспечена подгузниками в количестве 60 штук, срок пользования исчисляется с даты предоставления инвалиду, то есть она обеспечена техническими средствами реабилитации до 09.12.2014 года.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора Советского района города Тамбова о признании бездействия Управления социального развития Тамбовской области, ТОГБУСОН "Забота", ТОГКУСОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия", выразившееся в не обеспечении Сайкиной В.Г. техническими средствами реабилитации, суд первой инстанции в решении указал.
Управление социального развития Тамбовской области для реализации основных задач и функций, установленных Положением об управлении социального развития Тамбовской области, имеет право в установленном законом порядке передавать функции государственного заказчика областным государственным казенным учреждениям социального обслуживания населения, подведомственным Управлению, данное право было реализовано Управлением, в 2011-2013 году обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществлялось ТОГБУСОН "Забота", с 2013 года функции были переданы для исполнения ТОГКУСОН "Центр социальной помощи семье и детям "Дом милосердия".
Для реализации функций по обеспечению техническими средствами реабилитации вышеуказанные учреждения, кому были переданы функции по обеспечению техническими средствами заключали государственные контракты на приобретение технических средств реабилитации.
Средства реабилитации по заключенным контрактам приобретались в пределах средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету Тамбовской области. Из- за недостаточности предоставленных средств Сайкина В.Г. не в полной мере была обеспечена техническими средствами реабилитации.
При таких бстоятельствах оснований для признания незаконными бездействия ответчиков в приобретении технических средств для Сайкиной В.Г. не имеется.
Правовые основания для взыскания компенсации морального вреда в силу ст.151 ГК РФ отсутствуют.
Не согласиться с выводами суда у коллегии нет оснований, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела, соответствуют действующему и приведенному в решении суда законодательству и не опровергаются доводами жалобы, которые по своему содержанию аналогичны основаниям исков, рассмотренных судом.
Руководствуясь ст.328, ст.329 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 20 апреля 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Советского района г.Тамбова и апелляционную жалобу Сайкиной В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.