Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 18 июня 2015 г. по делу N 33А-1065/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - ФИО7,
судей: ФИО4 и ФИО6,
при секретаре ФИО5, с участием заявителя ФИО2 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N майора ФИО2 об оспаривании действий командира войсковой части N связанных с отказом в предоставлении дополнительных суток отдыха и выплате денежной компенсации.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения заявителя в обоснование жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО2 в соответствии с телеграммой штаба Западного военного округа (далее - ЗВО) N от ДД.ММ.ГГГГ и телеграммой командира войсковой части N N от ДД.ММ.ГГГГ направлен в служебную командировку в состав воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в "адрес" регионе "адрес" на должность оперативного дежурного.
Приказом старшего военного начальника воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в "адрес" регионе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N он с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен в списки личного состава воинского контингента Миротворческих сил, а приказом этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в "адрес" регионе "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ.
По прибытию к месту службы в войсковую часть N ФИО2 обратился с рапортом, в котором просил предоставить дополнительные сутки отдыха за период участия в миротворческой операции и выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, отнесенной к зоне вооруженного конфликта в "адрес" регионе "адрес", а также выплату компенсации за остальные дополнительные сутки отдыха, в чем ему было отказано.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 просил суд обязать командира войсковой части N предоставить ему пять дополнительных суток отдыха и ходатайствовать перед командующим войсками ЗВО о выплате компенсации вместо положенных ему 374 дополнительных суток отдыха в размере N рублей.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение гарнизонного военного суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", обращает внимание на то, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.
Указывает на то, что судом не приняты во внимание положения приказов старшего военного начальника воинского контингента Миротворческих сил Российской Федерации в "адрес" регионе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N N, где указана необходимость привлечения его к мероприятиям по исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и содержание справки за подписью этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N N, а также отсутствие приказов о предоставлении суток отдыха после несения службы в наряде.
Обращает внимание на то, что в соответствии с регламентом служебного времени личного состава управления воинского контингента МС РФ, выпиской из приказов старшего военного начальника ВК МС РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ о заступлениях на дежурство, распорядка работы оперативного дежурного объединенного штаба СМС продолжительность еженедельного служебного времени превышает 40 часов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Соглашения "О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в "адрес" регионе "адрес"" с момента подписания Соглашения конфликтующие стороны берут на себя обязательства предпринять все необходимые меры к полному прекращению огня, а также любых вооруженных действий друг против друга.
Согласно ст. 2 Соглашения в целях обеспечения контроля за осуществлением мероприятий, указанных в статье 1, а также обеспечения режима безопасности в упомянутой зоне учреждается объединенная Контрольная комиссия. С целью реализации вышеуказанных мероприятий в подчинение Контрольной комиссии придаются созданные на добровольной основе воинские контингенты, представляющие стороны, участвующие в выполнении данного Соглашения. Размещение этих контингентов и их использование для обеспечения режима прекращения огня и безопасности в зоне конфликта осуществляется в соответствии с решениями Контрольной комиссии. Численный состав, статус, условия ввода в зону конфликта и вывода из нее воинских контингентов определяются отдельным протоколом.
Статьей 4 Соглашения предусмотрено, что части 14 армии Вооруженных Сил РФ, дислоцированные в "адрес", будут строго соблюдать нейтралитет. Обе стороны в конфликте берут на себя обязательство уважать нейтролитет и воздерживаться от любых противоправных действий в отношении военного имущества, военнослужащих этой армии и членов их семей.
Согласно Директивы Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N армия переименовывается в Оперативную группу российских войск в "адрес" регионе "адрес"
В соответствии со ст. 1 Временного положения об основных принципах создания и деятельности групп военных наблюдателей и воинских контингентов, предназначенных для прекращения вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова группы военных наблюдателей и воинские контингента сторон, участвующих в урегулировании конфликта создаются в соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в "адрес" регионе "адрес", подписанном ДД.ММ.ГГГГ в Москве Президентом "адрес" ФИО10 ФИО9 и Президентом Российской Федерации Б.Ельциным. Они предназначены для восстановления мира и поддержания правопорядка в зоне вооруженного конфликта, создания предпосылок его разрешения мирными, политическими средствами.
Согласно ст. 2 временного положения военные наблюдатели и воинские контингента вводятся в зону безопасности с целью обеспечения режима прекращения огня и гарантированного отвода живой силы, военной техники и вооружений на согласованные сторонами рубежи. Им вменяется в обязанность обеспечение контроля за ситуацией в прилегающих к районам конфликта местностям, конкретные координаты которых, так же как и зоны безопасности, определяются особым протоколом сторон, участвующих в выполнении соглашения.
В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 44.21 "О поддержании международного мира, безопасности и международного сотрудничества во всех областях" к Миротворческой операции относятся: демонстрация военной силы, блокирования района конфликта с целью обеспечения выполнения санкций, принятых международным сообществом, разъединение международных группировок конфликтующих сторон, обеспечение доставки гуманитарной помощи гражданскому населению, и его эвакуации из зоны конфликта, разоружение и охрана оружия, изъятого у участников конфликта.
Согласно п. 3 ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 14 Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, утвержденного приказом Минобороны РФ от 10.11.1998 г. N 492, участие в проведении миротворческих операций отнесено к мероприятиям, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих.
В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны РФ от 14.02.2010 г. N 80 выплата денежной компенсации производится на основании приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся в материалах дела приказы старшего военного начальника воинского контингента миротворческих сил РФ в "адрес" регионе "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проходя военную службу в составе этого воинского контингента на должности оперативного дежурного военной комендатуры, привлекался к мероприятиям по исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, каких-либо данных о том, что он действительно участвовал в конкретных мероприятиях, которые в соответствии с нормами международного права являются миротворческой операцией, в деле нет. Не представлены они и в суд апелляционной инстанции.
Напротив, из материалов дела видно, что ФИО2 в период нахождения в составе воинского контингента выполнял исключительно свои должностные обязанности оперативного дежурного военной комендатуры, заступая и сменяясь на дежурстве как минимум через сутки.
Нет в деле и доказательств того, что после смены дежурства ему не предоставлялось время отдыха.
Что же касается регламента служебного времени, установленного в управлении воинского контингента, то он не может быть принят во внимание, поскольку при проведении миротворческой операции регламент служебного времени не устанавливается, а в повседневной деятельности войск он должен соответствовать требованиям ст. 222, 223, 224 УВС ВС РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495, ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ст. 91 Трудового кодекса РФ с учетом нормальной продолжительности рабочего времени, которая не должна превышать 40 часов в неделю.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя судебная коллегия признает по существу правильным, а апелляционную жалобу заявителя - не подлежащей удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 327.1, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Подписи
Верно
Председательствующий: ФИО7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.