Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 18 июня 2015 г. по делу N 33А-1105/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего
ФИО7,
судей
ФИО3 и ФИО6,
при секретаре ФИО5, с участием заявителя ФИО1 и его представителя ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Врио начальника отдела N ( "адрес") федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 3 отдел) на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части N капитана 1 ранга запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника отдела N ( "адрес") федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" (далее - 4 отдел), связанных с отказом в передаче сведений для включения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения заявителя и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходивший военную службу в "адрес" и уволенный с неё в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с организационно - штатными мероприятиями с выслугой на военной службе более 30 лет, ДД.ММ.ГГГГ получил из 4 отдела ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ с указанием на то, что отдел располагает электронной карточкой, содержащей сведения, переданные из N на электронном носителе, о принятии его жилищной комиссией войсковой части N на жилищный учет с ДД.ММ.ГГГГ
В связи с чем ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в это отдел с просьбой о направлении указанных сведений в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО) для их включения в единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях (далее - Реестр).
Отвечая на указанное обращение, начальник 4 отдела в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ N указал, что ФИО1 отказано во включении в исходный список граждан, имеющих право и изъявивших желание быть обеспеченными субсидией для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - субсидия), удостоверяемой государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС), по причине наличия у него в собственности жилого помещения по адресу: "адрес". Указанное обстоятельство является безусловным основанием для отказа в предоставлении субсидии, удостоверяемой ГЖС и утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения (подп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Полагая, что отказом в направлении вышеуказанных сведений в ДЖО для их включения в Реестр, начальник отдела нарушил его права, так как на жилищный учет он был принят ДД.ММ.ГГГГ, то есть до исключения из списков личного состава части, решения о снятии его с этого учета не принималось, жилое помещение по избранному месту жительства при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ему не предоставлялось, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанные действия начальника отдела и обязать его представить в ДЖО сведения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ для их включения в Реестр.
Суд первой инстанции заявление ФИО1 удовлетворил.
В апелляционной жалобе должностное лицо, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 1 Указа Президента РФ от 24 октября 2011 г. N 1422 "О жилищном обеспечении отдельных категорий граждан Российской Федерации" (далее - Указ), указывает, что во включении в исходный список граждан, имеющих право и изъявивших желание быть обеспеченными субсидией для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, удостоверяемой ГЖС, заявителю отказано по причине наличия у него в собственности 1/3 доли жилого помещения по адресу: "адрес".
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд исходил из того обстоятельства, что решение о снятии заявителя с жилищного учета не принималось.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель подлежит включению в Реестр.
Между тем, такой вывод суда является ошибочным.
Действительно, в силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) в редакции, действовавшей на момент принятия заявителя на жилищный учет и увольнения его с военной службы, то есть в 1998 году, он вправе был рассчитывать на обеспечение жилым помещением на общих основаниях по месту прохождения военной службы.
Как видно из материалов дела, заявитель при увольнении избрал местом жительства "адрес", где и просил обеспечить его с семьей квартирой.
Однако, материалы дела не содержат доказательств того, что в соответствии с п. 13 этой же статьи Закона (в той же редакции) заявитель по ходатайству командира воинской части был включен органом местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
Таким образом, установленная п. 14 ст. 15 Закона обязанность по обеспечению заявителя жилым помещением в "адрес" у органов местного самоуправления не возникла.
При этом пункт 7 этой же статьи Закона, предоставляя военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), право на получение субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи, установил в качестве обязательного условия - отсутствие жилых помещений для постоянного проживания или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ пункт 7 статьи 15 Закона утратил силу.
Вместе с тем Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" были внесены изменения, и военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставлено право на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу п. 3 постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 г. N 257 слова "субсидия" и "социальная выплата" являются идентичными.
В соответствии с п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе:
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти (подп. "а");
граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (подп. "з").
Так, в силу п. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели, имеют право на получение жилищных субсидий.
Кроме того, по смыслу подп. "а" п. 1 Указа граждане Российской Федерации, проживавшие (проживающие) в Архангельской и Мурманской областях, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, уволенные до 1 января 2005 г. с военной службы из воинских частей и организаций Северного флота по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, принятые в период прохождения военной службы в воинских частях и организациях Северного флота на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но при этом являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, не имеют право на получение жилищной субсидии.
Пунктом 2 данного Указа Министерству обороны Российской Федерации предписано осуществлять учет граждан, названных в пункте 1 настоящего Указа, а также выдачу им государственных жилищных сертификатов, утвердить порядок учета граждан, а также порядок выдачи им государственных жилищных сертификатов.
Так, согласно п. 4, 5 Порядка учета отдельных категорий граждан и выдачи им государственных жилищных сертификатов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 1422, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 20 января 2012 г. N 66, командующий Северным флотом организует формирование и представление по территориальному принципу в специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - специализированная организация) Министерства обороны Российской Федерации списки граждан, проходивших службу в воинских частях Северного флота и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом, с приложением документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, а также копий послужных списков, справок об общей продолжительности военной службы, копий приказов об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, справок о составе семьи граждан, включенных в список.
При поступлении указанных документов специализированная организация в течение 15 рабочих дней осуществляет проверку представленных документов и формирует учетное дело гражданина, включенного в список.
После получения документа, в виде которого предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии специализированная организация в течение 15 рабочих дней принимает решение о включении (невключении) гражданина в исходный список граждан, имеющих право и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с Указом (далее - исходный список), и направляет гражданину соответствующее уведомление.
Специализированная организация формирует исходный список по рекомендуемому образцу согласно приложению N 4 к настоящему Порядку, который утверждается командующим войсками Западного военного округа и направляется в Департамент, в том числе и в электронном виде.
В соответствии с п. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего при принятии заявителя на жилищный учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно п. 13 действовавшего на тот момент Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 24 декабря 1997 г. N 95, граждане и члены их семей признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они были зарегистрированы по месту жительства в городе Москве не менее 10 лет.
При этом норма площади при постановке на учет составляла менее 10 квадратных метров общей площади на каждого зарегистрированного по месту жительства члена семьи (для отдельных квартир).
В силу подп. "а" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054, основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства является, в том числе отсутствие жилой площади.
Согласно подп. "а" п. 10 этих же Правил не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры).
Учитывая, что на момент принятия на жилищный учет в ДД.ММ.ГГГГ году заявитель с составом семьи из 3 человек обладал правом собственности на жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м., то есть более установленной учетной нормы, продав которую в ДД.ММ.ГГГГ году приобрел в собственность другое жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью N кв.м., начальник отдела принял верное решение о невключении ФИО1 в исходный список с указанием об утрате им оснований, дающих право на получение жилого помещения со ссылкой на подп. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ.
При этом не имеют значения для рассмотрения дела по существу обстоятельства того, что на жилищный учет заявитель был принят ДД.ММ.ГГГГ, то есть до исключения из списков личного состава части, а решение о снятии его с этого учета не принималось, поскольку он правом на обеспечение жилым помещением, в том числе в избранном месте жительства, при увольнении с военной службы не обладал в связи с обеспеченностью жилым помещением на праве собственности выше учетной нормы, установленной в "адрес".
Таким образом, вопреки выводу суда, оснований для представления в ДЖО сведений о признании заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ для их включения в Реестр, не было.
При таких данных решение суда первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права подлежит отмене, и по делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329, пунктами 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Подписи
Верно:
Председательствующий ФИО7
Секретарь судебного заседания ФИО5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.