Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 09 июля 2015 г. по делу N 33А-1258/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Коронца А.А. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Онищенко С.Л., с участием заявителя и его представителей ФИО5, ФИО6, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 19 марта 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" (далее - академия) полковника запаса ФИО1 об оспаривании решений заместителя директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом заявителю в предоставлении жилого помещения и его перераспределением, а также снятием с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и объяснения заявителя и его представителей в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, на основании решения жилищной комиссии Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 4 марта 2003 года и решения жилищной комиссии академии от 6 ноября 2008 года по месту службы в "адрес" с 29 января 2003 года был принят на жилищный учет составом семьи 4 человека (он, супруга, сын Дмитрий, 1985 г.р. и дочь Ольга, 1995 г.р.).
Приказами Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 2012 года N 1989 и от 13 сентября 2012 года N 1964 заявитель, достигший общей продолжительности военной службы более 20 лет, соответственно, уволен с военной службы в запас в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе и исключен из списков личного состава академии, с оставлением на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по последнему перед увольнением месту военной службы.
Извещением ДЖО МО РФ от 3 апреля 2014 года ФИО1 на семью из 4 человек и с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения распределена четырехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: "адрес", общей площадью 104,10 кв.м., с получением которой он был согласен.
Однако решением заместителя директора ДЖО МО РФ от 12 ноября 2014 года заявителю отказано в предоставлении вышеуказанной квартиры, а также он с членами семьи снят с жилищного учета по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, что выразилось в следующем.
В период с 31 августа 2009 года по 22 июля 2010 года заявителю на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 67,3 кв.м., а его супруге в период с 25 августа 2009 года по 16 ноября 2010 года на праве собственности принадлежала квартира, находящейся по адресу: "адрес", общей площадью 56,3 кв.м.
Извещением ДЖО МО РФ от 19 ноября 2014 года жилое помещение, распределенное ФИО1 извещением ДЖО МО РФ от 3 апреля 2014 года, перераспределено гражданину ФИО7 и членам его семьи.
Полагая свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение заместителя директора ДЖО МО РФ от 12 ноября 2014 года, возложив на ДЖО МО РФ обязанность по предоставлению ему с членами семьи ранее распределенного в "адрес" жилого помещения, а также признать незаконным и отменить решение ДЖО МО РФ о перераспределении этого жилого помещения гражданину Никанорову и членам его семьи.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель просят отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы не соглашаются с выводом суда о том, что, поскольку ФИО1 в период с 31 августа 2009 года по 22 июля 2010 года являлся собственником жилого помещения, то он утратил основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма. Данное основание предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, но оно согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не может быть применено к заявителю.
Обращают внимание на то, что заявитель, принятый на жилищный учет до 1 марта 2005 года, мог быть снят с этого учета только по основаниям, предусмотренным ст. 32 ЖК РСФСР, в частности, в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, то есть в случае предоставления ему жилого помещения не менее нормы предоставления, установленной в "адрес" в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, с увеличением ее на общую площадь жилого помещения, предусмотренную для военнослужащих в воинском звании полковника.
Вышеуказанные обстоятельства не наступили и судом установлены не были.
Утверждают о том, что Жилищный кодекс РСФСР в отличие от ЖК РФ не содержал положений, согласно которым граждане снимались с жилищного учета в случае наличия у них в собственности жилого помещения, расположенного в населенном пункте, в котором они не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Считают, что по смыслу п.п. "д" п. 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, заявитель вправе состоять на жилищном учете в "адрес", избранном им после увольнения постоянным местом жительства, поскольку жилые помещения, отчужденные заявителем и его супругой были получены ими не от государства. При этом указывают на то, что заявитель, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жильем для постоянного проживания подлежал обеспечению еще в период прохождения военной службы, чего сделано не было.
Не соглашаются с выводом суда первой инстанции о том, что в целях обеспечения жильем в "адрес" ФИО1 надлежало в 2010 и 2012 г.г. обращаться в уполномоченный орган для принятия на жилищный учет, поскольку на указанный учет он уже был принят в январе 2003 года.
Неимеющими отношения и неправильно примененными к спорным правоотношениям считают приведенные судом в решении нормы материального права, в частности решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района "адрес" от 22 марта 2006 года N 26, установившего учетную норму площади жилого помещения в населенном пункте, в котором у заявителя на праве собственности имелся жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", а также положения п. 10 и 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в статье 29 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой, в частности, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Пунктом 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 года N 12 (действовавшего в период принятия заявителя с семьей на жилищный учет) для отдельных квартир была установлена норма постановки на жилищный учет в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого проживающего.
Из материалов дела, в частности копии послужного списка заявителя, следует, что ФИО1 на основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 ноября 2002 года N 0928 для дальнейшего прохождения военной службы прибыл в "адрес" и на основании решения жилищной комиссии Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 4 марта 2003 года и решения жилищной комиссии академии от 6 ноября 2008 года с 29 января 2003 года, как бесквартирный военнослужащий был принят на жилищный учет составом семьи 4 человека (он, супруга, сын ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ. и дочь ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ.).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, право состоять на жилищном учете сохранено до получения жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, ФИО1, с 29 января 2003 года принятый на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи 4 человека, может быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
Согласно п. 4 ст. 5 Закона "адрес" от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей "адрес"" (действовавшего до 5 августа 2006 года) не подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, не обеспеченные жилыми помещениями по нормам предоставления, кроме граждан, давших письменное согласие на предоставление жилых помещений менее нормы предоставления.
Частью 2 ст. 10 вышеприведенного Закона "адрес" от 15 января 2003 года предусматривалось обеспечение граждан жилыми помещениями в пределах нормы предоставления (18 квадратных метров общей площади на одного человека).
Таким образом, ФИО1 и члены его семьи, с января 2003 года принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, могли быть сняты с этого учета лишь при выявлении факта, что на каждого члена семьи, состоящего на учете, стало приходиться более 18 кв.м. общей площади жилого помещения.
С 1 марта 2005 года в действие вступил Жилищный кодекс Российской Федерации, установивший, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51).
Таким образом, вопреки доводу жалобы, при определении нуждаемости ФИО1 и членов его семьи в жилом помещении учету подлежит общая площадь всех принадлежащих заявителю и членам его семьи жилых помещений, вне зависимости от мест их расположения.
Из материалов дела следует, что в период с 31 августа 2009 года по 22 июля 2010 года заявителю на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", общей площадью 67,3 кв.м., а его супруге в период с 25 августа 2009 года по 16 ноября 2010 года на праве собственности принадлежала квартира, находящаяся по адресу: "адрес", общей площадью 56,3 кв.м.
При указанных обстоятельствах в 2009 году заявитель на семью из 4 человек и даже с учетом права на дополнительную общую площадь жилого помещения достиг уровня обеспеченности жилыми помещениями по норме предоставления площади жилого помещения, то есть основания, которые до 1 марта 2005 г. давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма отпали, поскольку суммарная общая площадь всех принадлежащих заявителю и его супруге на праве собственности жилых помещений составила более 123 кв.м.
Таким образом, руководствуясь п. 2 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" заместитель директора ДЖО МО РФ обоснованно принял оспоренное ФИО1 решение от 12 ноября 2014 года, а суд первой инстанции по существу пришел к правильному выводу об отказе заявителю в признании его незаконным и отмене.
Поскольку с учетом принадлежавшего заявителю до 22 июля 2010 года на праве собственности дома, а его супруге до 16 ноября 2010 года на праве собственности квартиры, ФИО1 на семью из 4 человек считался обеспеченным жильем по установленным в "адрес" нормам, то имевшее место в июле 2010 года отчуждение (дарение) принадлежащего заявителю на праве собственности дома, влечет применение санкции статьи 53 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В связи с тем, что указанный 5-летний срок на дату принятия должностным лицом оспоренного решения от 12 ноября 2014 года не истек, суд первой инстанции правильно отказал и в удовлетворении требования заявителя о восстановлении его на жилищном учете.
Тот факт, что распределенная заявителю в "адрес" квартира в последующем была перераспределена гражданину Никанорову, не свидетельствует о нарушении жилищных прав ФИО1, поскольку, как указано выше, правом на обеспечение жильем в настоящее время он не обладает в связи с утратой указанного права.
Довод жалобы о том, что жилые помещения, отчужденные заявителем и его супругой по договорам дарения, были получены ими не от государства, а поэтому не подлежат учету по смыслу п.п. "д" п. 10 Правил учёта военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, следует признать несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ определение уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех имеющихся жилых помещений вне зависимости от источника их получения.
Не свидетельствуют о необходимости отмены по существу правильного судебного постановления излишне указанные в нем нормы материального права, в частности решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района "адрес" от 22 марта 2006 года N 26, а также положения п. 10 и 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, поскольку эти нормы не подтверждают право заявителя на обеспечение жильем за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование законодательства, которых придерживаются авторы апелляционной жалобы, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 19 марта 2015 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя - без удовлетворения.
Подписи
"данные изъяты"
Председательствующий по делу Караблин А.А.
Секретарь судебного заседания Онищенко С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.