Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 09 июля 2015 г. по делу N 33А-1274/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО7,
судей: ФИО8
ФИО6,
при секретаре ФИО4,
с участием заявителя ФИО1, его представителя адвоката ФИО5, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам последних двоих на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N мичмана ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом в постановке на жилищный учет.
Заслушав доклад судьи ФИО6, объяснения заявителя и его представителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, на основании приказа командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ N уволен с военной службы в запас на основании ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе", то есть по истечении срока военной службы и в соответствии с приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N исключен из списков личного состава этой воинской части с 17 ноября того же года.
Согласно решению заместителя директора ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая, что этим нарушаются его права, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанные действия ДЖО МО РФ незаконными.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционных жалобах заявитель и его представитель, считая решение суда незаконным и необоснованным в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, просят его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование этого утверждают, что суд неполно отразил требования заявителя, оставив без внимания его пенсионное обеспечение, семейные и жилищные условия, а также право ФИО1 на обеспечение жильем, гарантированное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Заявитель и его представитель обращают внимание на то, что календарная выслуга лет ФИО1 составляет свыше 12 лет, а в льготном исчислении - свыше 22 лет. Данное обстоятельство, по их утверждению, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предоставляет заявителю, заключившему контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., право быть обеспеченным жилищной субсидией либо жилым помещением.
По мнению авторов жалоб, суд не полно привел положения ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которой государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту увеличение количества социальных гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и со сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Вопреки утверждению в жалобе об обратном, в решении полно и правильно изложены заявленные требования, а также доводы в их обоснование.
В соответствии с п. 1, 6, 12 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), действовавшего на момент увольнения ФИО1 с военной службы, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных этим Законом и жилищным законодательством.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за три года до увольнения по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров (начальников) включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий или членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления сообщают военнослужащим в трехмесячный срок.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а также проходящим военную службу за границей, в районах Крайнего Севера и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, органы местного самоуправления обязаны в первоочередном порядке предоставлять право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо выделять земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов.
В силу ст. 28 ЖК РСФСР, также действовавшего на вышеуказанный момент времени граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, этим Кодексом и другим законодательством Российской Федерации. Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, этим Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1, 2.1, 13 и 14 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", действовавшего на момент принятия оспариваемого решения ДЖО МО РФ, военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 г., и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Из приведенных законодательных положений следует, что обеспечению жильем предшествует признание гражданина нуждающимся в жилом помещении.
Данный вывод основан, в том числе на требованиях ст. 52 ЖК РФ, ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, в силу которых принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях носит заявительный характер.
Кроме того, законодательство о статусе военнослужащих, как действовавшее на момент увольнения ФИО1 с военной службы, так и при принятии оспариваемого решения ДЖО МО РФ, а также в настоящее время, связывает обеспечение военнослужащих жильем наряду с признанием их нуждающимися в жилых помещениях, со временем поступления на военную службу, ее общей продолжительностью и основаниями увольнения с нее.
При этом государство гарантирует обеспечение жильем признанных нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и совместно проживающих с ними членов их семей, а также военнослужащих, уволенных с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, либо при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
В силу п. 5 ст. 11 и п. 5 ст. 16 Закона, а также п. 2 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" под общей продолжительностью военной службы понимается общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.
Приведенные в апелляционных жалобах положения п. 2 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" этот вывод под сомнение не ставят.
Из материалов дела усматривается, что общая продолжительность военной службы ФИО1 на момент увольнения составляла более 12 лет, а в льготном исчислении - более 22 лет.
В судебном заседании при рассмотрении дела по существу установлено, что увольнение заявителя с военной службы в связи с истечением срока военной службы (срока контракта) состоялось на основании его рапорта.
Согласно материалам дела, в том числе объяснениям заявителя в суде, он нуждающимся в получении жилых помещений в период прохождения им военной службы не признавался.
При таких объективных данных суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что на момент увольнения с военной службы ФИО1 на жилищном учете не состоял, а общая продолжительность его военной службы с учетом основания его увольнения не предоставляли ему право на обеспечение жильем после увольнения с военной службы.
Что касается вопроса обеспечения заявителя жильем как относящегося к гражданам из подразделений особого риска в пределах, то судебная коллегия исходит из следующего.
Действительно, согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон о социальной защите), в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах, а также обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
После вступления в законную силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 14 Закона о социальной защите была изложена в новой редакции, согласно п. 2 ч. 1 которой, указанной категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., предоставлялась гарантия обеспечения жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В ныне действующей редакции пункта 2 части 1 статьи 14 Закона о социальной защите (редакция Федерального закона от 4 июня 2011 г. N 130-ФЗ) государство гарантирует обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Приведенная норма, по существу, устанавливает в качестве основания для предоставления названной категории граждан меры социальной поддержки, установленной в п. 3 ч. 1 ст. 14 (впоследствии в п. 2 ч. 1 ст. 14) Закона о социальной защите, наличие у этих граждан правового статуса лица, здоровью которого был причинен вред в связи с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой, а также с началом реализации ими этого права, под которым, исходя из этой нормы, понимается подача ими соответствующего заявления о предоставлении жилья, а также выполнение условия о признании их нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 действие Закона РСФСР от 15 мая 1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, распространено на граждан из подразделений особого риска в пределах, установленных этим Постановлением.
При этом в соответствии с подп. "в" п. 1 названного постановления, к таким гражданам относятся непосредственные участники ликвидации радиационных аварий на ядерных установках надводных и подводных кораблей и других военных объектах, которым согласно п. 2 этого же Постановления гарантируются меры социальной поддержки, установленные п. 1 - 14 ч. 1 ст. 14 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В силу подп. "е" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных указанным постановлением Правительства (далее - Правила), право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".
Согласно подп. "в" п. 18 Правил выдачу сертификатов этим гражданам осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).
Из изложенного следует, что право на обеспечение жильем в таком порядке предоставлено гражданам, к которым хотя и относится заявитель, но лишь тем, которые в установленном порядке приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не в ведомстве, в котором они ранее проходили военную службу.
Пенсионное обеспечение ФИО1, а также обстоятельства его семейной жизни законодательством Российской Федерации не отнесены к основаниям для признания нуждающимся в жилье.
Учитывая приведенные правовые нормы, жилищные условия заявителя в установленных законом случаях могли явиться основанием для принятия его на жилищный учет. Однако, как указано выше, ФИО1 на момент увольнения с военной службы на таком учете не состоял, а к тому же, принимая во внимания основание его увольнения в совокупности с общей продолжительностью его военной службы, не мог претендовать, как на обеспечение жильем при увольнении, так и на продолжение пребывания на жилищном учете.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности принятого ДЖО МО РФ решения об отказе в принятии ФИО1 на жилищный учет, в связи с чем решение гарнизонного военного суда по настоящему делу является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционные жалобы заявителя и его представителя - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО6
Секретарь судебного заседания
ФИО4
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.