Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 16 июля 2015 г. по делу N 33А-1293/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО10
ФИО7,
при секретаре ФИО6,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя ФИО1 на решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса ФИО1 об оспаривании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ), связанных с отказом в предоставлении заявителю жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО9 на основании приказов главнокомандующего Военно-Морским Флотом от ДД.ММ.ГГГГ N и командира войсковой части N от 2 ноября того же года N 176, соответственно, уволен с военной службы в запас по подп. "а" п. 2 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", то есть в связи с организационно-штатными мероприятиями, и со 2 ноября 2009 г. исключен из списков личного состава воинской части.
В соответствии с решением заместителя руководителя ДЖО МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ N заявителю отказано в предоставлении жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и он снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, ФИО9 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать указанное должностное лицо отменить приведенное решение, восстановить его на жилищном учете и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилищной субсидии.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель, считая решение суда вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование этого утверждает, что он не может быть признан членом семьи своего отца, являющегося собственником жилого помещения, в котором он, ФИО9, только зарегистрирован. При этом должностным лицом не доказан факт вселения его, ФИО9, в это жилое помещение.
Заявитель полагает, что вывод суда о невозможности сдачи ранее предоставленного ему жилого помещения является преждевременным, а отсутствие справки о сдаче не может свидетельствовать об утрате военнослужащим права на обеспечение жильем.
По мнению автора жалобы, ошибочным является утверждение суда в решении о невозможности предоставлении ему жилья в случае распоряжения ранее предоставленным жилым помещением, поскольку таких действий он не совершал.
В связи с тем, что действия жилищной комиссии войсковой части N не были предметом судебного разбирательства, ФИО9 считает необоснованным вывод суда о незаконности действий этого жилищного органа.
В заключение жалобы заявитель обращает внимание на то, что судом не исследовались материалы его жилищного дела, сформированного при постановке на жилищный учет.
Рассмотрев материалы дела и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных анализируемым Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Закон, устанавливая гарантии обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, как по месту прохождения ими военной службы, так и по избранному месту жительства, в том числе и не совпадающему с последним перед увольнением местом их военной службы, ставит реализацию этого права в зависимость от признания военнослужащего нуждающимся в получении жилья в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и наличия законных оснований для предоставления жилого помещения.
В соответствии с п. 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 ЖК РФ и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО9 поступил на военную службу по контракту до 1 января 1998 г., и мог реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в вышеуказанном порядке.
Согласно решению от ДД.ММ.ГГГГ N заместитель ДЖО МО РФ принял решение об отказе в предоставлении ФИО9 жилищной субсидии и снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Из исследованных в суде доказательств усматривается, что в феврале 1997 года ФИО9 на состав семьи из трех человек предоставлена двухкомнатная квартира, общей площадью 48,7 кв.м. по адресу: "адрес"
В соответствии со вступившим в законную силу решением Солнечногорского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 после прекращения брака между ним и ФИО4 отказано в удовлетворении иска об изменении договора найма вышеуказанного жилого помещения.
На основании решения этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 вселен в это жилое помещение, а на ответчика - бывшую супругу заявителя ФИО5 возложена обязанность не чинить ему препятствий в пользовании спорной квартирой.
По делу также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со своим волеизъявлением он был снят с регистрационного учета по адресу указанного жилья и выбыл по адресу: "адрес", в котором зарегистрирован по месту жительства с этой же даты по настоящее время.
Кроме него, в этом жилом помещении, общей площадью 63,1 кв.м. проживают на тех же условиях 5 человек.
В соответствии с решением Совета депутатов Солнечногорского муниципального района Московской области от 26 марта 2007 г. N 350/35 на территории Солнечногорского муниципального района установлена учетная норма площади жилого помещения в размере не более 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Следовательно, ФИО9 и проживавшие с ним бывшая супруга и их общая дочь на момент выселения заявителя и снятия его с регистрационного учета по месту жительства в ранее предоставленной квартире были обеспечены жилым помещением выше учетной нормы, в связи с чем ФИО9 не мог претендовать на получение жилья как по месту военной службы, так и по избранному месту жительства до сдачи предоставленного ему ранее жилого помещения.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у жилищной комиссии войсковой части N законных оснований для принятия ФИО9 на жилищный учет в июне 2008 года.
По смыслу ст. 51 ЖК РФ предоставление военнослужащему жилого помещения, равно как и жилищной субсидии, зависит не только от нуждаемости в жилье, но и должно быть произведено с учетом его прав на жилые помещения, полученные им ранее.
Такая возможность может быть реализована лишь при условии сдачи этого жилого помещения.
В соответствии с п. 14 ст. 15 закона обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Вышеприведенные правовые нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусматривают возможность обеспечения определенных категорий военнослужащих жилым помещением либо жилищной субсидией, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилье при предоставлении ему другого жилого помещения. Однако, если военнослужащий ранее распорядился полученным от органов федеральной власти по установленным нормам жилым помещением по договору социального найма и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма за счет ведомства, в котором он проходит военную службу. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспечиваемых жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
В материалах дела отсутствуют какие-либо данные о совершении ФИО9 действий, направленных на сдачу ранее предоставленного ему жилья. К таковым не может быть отнесено обращение ФИО9 в суд с иском об изменении жилого помещения, поскольку, во-первых, он не подлежал удовлетворению и удовлетворен не был, а, во-вторых, даже после вселения в это жилье на основании решении суда заявитель самостоятельно выехал из него, снявшись с регистрационного учета.
Кроме того, из материалов дела следует, что это жилое помещение впоследствии было приватизировано бывшей супругой ФИО9 и ее детьми. При таких фактических данных несостоятельным является утверждение заявителя в апелляционной жалобе о преждевременности вывода суда об отсутствии у ФИО9 возможности сдать это жилье.
Таким образом, снявшись с регистрационного учета и выселившись из ранее предоставленной Министерством обороны Российской Федерации квартиры, ФИО9 самостоятельно распорядился своими жилищными правами в отношении квартиры, предоставленной ему, как военнослужащему, и членам его семьи.
Поскольку этими действиями ФИО9 лишил себя права сдать жилое помещение, законных оснований для предоставления ему субсидии и нахождения на жилищном учете не имеется.
Вышеуказанные действия не могут быть признаны и намеренным ухудшением своих жилищных условий, в результате чего гражданин, как это предусмотрено ст. 53 ЖК РФ, может быть признан нуждающимся в получении жилого помещения по истечении пяти лет со дня совершения этих действий, поскольку по смыслу этой правовой нормы к таким действиям не относится распоряжение предоставленным государством жильем и отсутствие возможности его учета при решении вопроса о последующем обеспечении жилым помещением.
Как усматривается из оспоренного ФИО9 судебного решения, суд не мотивировал свои выводы его проживанием в жилье, принадлежащем на праве собственности его отцу.
При таких данных судебная коллегия приходит к выводу о том, что принятое судом первой инстанции судебное решение является законным, обоснованным и оснований для его отмены либо изменения не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328 и ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО7
Секретарь судебного заседания
ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.