Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 19 марта 2015 г. по делу N 33А-436/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Лаврентьева В.В. и Коронца А.А.,
при секретаре - Татарченко Н.М., с участием представителя Министра обороны Российской Федерации Пурьева В.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны Российской Федерации Стручковой Е.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2014 года, согласно которому частично удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части N майора ФИО1 об оспаривании действий Министра обороны Российской Федерации и руководителя федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с неустановлением и невыплатой надбавки за особые условия службы.
Заслушав доклад судьи Коронца А.А., объяснения представителя должностного лица в обоснование доводов апелляционной жалобы судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1 проходит военную службу в войсковой части N в должности командира отряда авиационной эскадрильи, имея в подчинении 26 военнослужащих.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявителю не выплачивалась ежемесячная надбавка за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности, как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее - надбавка).
При этом, заявителю ранее была установлена и выплачивалась надбавка за ДД.ММ.ГГГГ, а впоследствии выплата указанной надбавки также производится с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая указанными действиями свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны Российской Федерации издать приказ об установлении ему за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20% оклада по воинской должности, как военнослужащему, проходящему военную службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, а также взыскать с ЕРЦ в его пользу названную надбавку за ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" и судебные расходы по делу в сумме "данные изъяты" рублей.
Гарнизонный военный суд заявление ФИО1 удовлетворил частично, обязав главнокомандующего ВВС установить, а руководителя ЕРЦ выплатить заявителю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ надбавку. Также суд взыскал с ЕРЦ в пользу заявителя судебные расходы в сумме "данные изъяты". В остальной части заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министра обороны Российской Федерации, не соглашаясь с решением суда и считая его незаконным, просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к Министру обороны Российской.
В обоснование жалобы ее автор, ссылаясь на положения статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", подп. "д" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700 (далее - Порядок), положения приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2012 г. N 3733 "О мерах по реализации правовых актов по вопросам назначения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на воинские должности, освобождению их от воинских должностей, увольнению с военной службы и присвоению им воинских званий" и директиву Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 205/2/835, указывает, что с 2013 года лицом, полномочным издавать приказы по личному составу в отношении заявителя является главнокомандующий ВВС, как имеющий в своем непосредственном подчинении кадровые органы. Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия Министра обороны РФ по неустановлению заявителю надбавки за оспариваемый период, у суда не имелось.
Обращает внимание на то, что приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 июня 2014 года N 391 внесены изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 2700, в соответствии с которыми, установлены конкретные размеры ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, в зависимости от занимаемой воинской должности руководителя, командира воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений.
Полагает, что поскольку должность, занимаемая заявителем в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в названном приказе не поименована, то выполнение обязанностей по указанной воинской должности не влечет возникновение у ФИО1 права на получение ежемесячной надбавки за особые условия военной службы за руководство подразделениями в размере 20%.
Кроме того, автор жалобы считает, что заявитель пропустил срок, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, поскольку о нарушении своего права узнал не позднее ДД.ММ.ГГГГ, когда выплата оспоренной надбавки за ДД.ММ.ГГГГ ему не была произведена. При этом, правовые основания для восстановления заявителю пропущенного им срока на обращение в суд отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела и проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Суд первой инстанции, сославшись на ст. 12, 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ч. 2, 12, 18 ст. 2 и ст. 29 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073, подп. "д" п. 53 Порядка, обоснованно пришел к выводу о том, что заявление ФИО1 в части оспаривания действий Министра обороны РФ и руководителя ЕРЦ, связанных с неустановлением и невыплатой ему надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежит удовлетворению частично. В связи с чем, правомерно возложил обязанность на главнокомандующего ВВС и руководителя ЕРЦ по установлению и выплате заявителю надбавки за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего, и из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Частью 12 статьи 2 названного закона установлено, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются дополнительные выплаты, предусмотренные частями 13, 15, 17-24 и 26 данной статьи.
Согласно части 18 статьи 2 этого же закона ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Правила выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - надбавка), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Правила).
Пунктом 53 Порядка предусмотрена выплата военнослужащим, проходящим военную службу по контракту ежемесячной надбавки за особые условия военной службы на основании и в размерах, установленных в данном пункте.
Таким образом, критерием выплаты оспариваемой надбавки является осуществление военнослужащим руководства подразделением.
Организационная структура, должностной и численный состав подразделений воинской части определяются штатом воинской части.
Как видно из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходил военную службу на должности начальника службы (боевой подготовки и воздушных пунктов управления) войсковой части 15650-9 и в его прямом подчинении находилось 26 военнослужащих. Однако, в период с 1 февраля по ДД.ММ.ГГГГ надбавка заявителю не выплачивалась.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ФИО1 осуществлял руководство подчиненными, в связи с чем он вправе получать оспариваемую надбавку в размере 20% оклада по воинской должности в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 39 Порядка, надбавка выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) одновременно с выплатой оклада денежного содержания и отражается в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельных графах, если иное не предусмотрено указанным Порядком.
На основании подп. 1 п. 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082, данное Министерство в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Согласно подп. 7 и 30 п. 10 этого же Положения, Министр обороны РФ решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций. При этом Министр обороны РФ вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.
В силу п. 1 приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О приказах по личному составу" проекты приказов по личному составу представляются на подпись Министру обороны РФ.
Как усматривается из материалов дела, во исполнение этого приказа командир воинской части направил проект приказа Министра обороны РФ о назначении военнослужащим воинской части, в том числе и заявителю, надбавки, в сопроводительном письме к которому ходатайствовал об установлении названным военнослужащим надбавки.
Учитывая, что именно бездействие должностных лиц является предметом спора по настоящему делу, суд первой инстанции обоснованно возложил на главнокомандующего ВВС и ЕРЦ обязанность по восстановлению нарушенного права ФИО1 на получение оспариваемой надбавки.
Поскольку правоотношения, связанные с выплатой военнослужащим денежного довольствия, носят длящийся характер, и, учитывая то, что заявителю в выплате надбавки командованием отказано не было, в то время как именно бездействие должностного лица оспаривается заявителем, то при таких обстоятельствах довод жалобы о пропуске заявителем срока, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, следует признать несостоятельным.
Иная оценка обстоятельств дела и толкование приведенного законодательства, которых придерживается автор в апелляционной жалобе, по вышеприведенным основаниям являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327.1, 329 и п. 1 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 17 декабря 2014 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
"данные изъяты"
Судья Московского окружного военного суда А.А. Коронец
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.