Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 22 января 2015 г. по делу N 33А-48/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Караблина А.А.,
судей:
Балабанова Н.Н. и Зинюшина Н.Н.,
при секретаре Болотниковой В.А., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа советника юстиции Гаджиметова Т.Д. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение Рязанского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2014 года, которым удовлетворено заявление бывшего военнослужащего войсковой части 01855 капитана запаса ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи Зинюшина Н.Н. и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ и достигший общей продолжительности военной службы более 10 лет, приказом командира войсковой части 01855 ( "адрес") от ДД.ММ.ГГГГ N освобожден от занимаемой воинской должности и зачислен в распоряжение названного должностного лица в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ).
В рапорте от ДД.ММ.ГГГГ заявитель, составом семьи 3 человека включенный в Единый реестр военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и по месту службы по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ обеспеченный квартирой, общей площадью 48,9 кв.м., просил командование об увольнении его с военной службы в связи с ОШМ с предварительным обеспечением жилым помещением в избранном после увольнения постоянном месте жительства в "адрес".
В тот же день с Кустовым на предмет увольнения с военной службы по избранному им основанию командованием проведена беседа и, как обеспеченный по установленным нормам служебным жильем по месту службы, он представлен к досрочному увольнению с военной службы в связи с ОШМ.
Приказом командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ, а приказом этого же должностного лица от 27 июня того же года N исключен из списков личного состава воинской части с ДД.ММ.ГГГГ.
Полагая незаконным увольнение с военной службы и исключение из списков личного состава воинской части без предварительного обеспечения жильем, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными вышеуказанные приказы командующего войсками Западного военного округа, возложив на должностное лицо обязанность их отменить, восстановив его на военной службе.
Заявитель также просил решение суда обратить к немедленному исполнению.
Гарнизонный военный суд заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1.
В обоснование жалобы, приводя положения п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237, и, ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 512, утверждает, что поскольку заявитель относится к категории военнослужащих, на весь срок военной службы обеспечивающихся служебным жильем, которым он обеспечен, препятствий для издания оспоренных им приказов не имелось.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы судебная коллегия исходит из следующего.
Принимая решение об удовлетворении заявления ФИО1, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которым военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. Поскольку такого согласия заявитель не давал, то приказы командующего войсками Западного военного округа о его увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением являются незаконными и подлежат отмене.
Вместе с тем с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться, поскольку он сделан в связи с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 5 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Из материалов дела, в частности послужного списка заявителя, следует, что он в период с августа 1998 года по июль 2003 года обучался в военной академии и занимал должность курсанта, по окончании которой для дальнейшего прохождения военной службы прибыл в войсковую часть 71278.
Таким образом, ФИО1 относится к категории военнослужащих, обеспечивающихся на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Данное положение Федерального закона нашло свое закрепление и в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы.
Однако абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, исходя из положений п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, в их системной взаимосвязи с абз. 5 и 12 п. 1 ст. 15 того же Федерального закона, следует, что заявитель, как заключивший первый контракт о прохождении военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории военнослужащих, обеспечивающихся на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, и право на получение жилых помещений для постоянного проживания у которых возникает после увольнения с военной службы (исключения из списков личного состава воинской части). Также установлен запрет на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих, не имеющих жилья по последнему перед увольнением месту военной службы.
Из материалов дела следует, что по последнему месту службы заявитель и члены его семьи по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ обеспечен квартирой N 75, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью 48,9 кв.м.
Поскольку ФИО1 поставил вопрос об обеспечении его до увольнения с военной службы жилым помещением по договору социального найма в избранном после увольнения месте жительства, которое совпадает с последним местом его службы, то в условиях обеспеченности заявителя жильем по месту службы по смыслу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" препятствий для его увольнения с военной службы не имелось.
В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что командующий войсками Западного военного округа издал незаконный приказ об увольнении заявителя с военной службы без обеспечения жильем, основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильном применении норм материального права.
Поскольку незаконность приказа должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении из списков личного состава воинской части с 20 июля того же года ФИО1 обосновал незаконным действиями командующего войсками Западного военного округа, связанными с его увольнением с военной службы, чего не установлено, то при таких обстоятельствах оснований для возложения на указанного командующего обязанности отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ N не имеется.
Более того, из возражений ФИО1 на апелляционную жалобу должностного лица и приложенных к ней документов усматривается, что приказ командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении заявителя из списков личного состава воинской части отменен приказом этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N 425.
При таких данных оснований для отмены оспоренного заявителем приказа от ДД.ММ.ГГГГ N не имеется.
В связи с тем, что приказ командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N о досрочном увольнении заявителя с военной службы является правомерным, а приказ этого же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N об исключении ФИО1 из списков личного состава воинской части отменен, то при указанных обстоятельствах в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, оснований для возмещения заявителю судебных расходов, связанных с оплатой заявления государственной пошлиной в размере 200 рублей, не имеется, как и не подлежит удовлетворению его требование об обращении решения к немедленному исполнению в порядке, предусмотренном ст. 211 ГПК РФ.
На основании вышеизложенного решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе заявителю в удовлетворении его заявления.
Руководствуясь ст. 327.1, п.2 ст. 328, ст. 329, п. 1 и 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рязанского гарнизонного военного суда от 22 сентября 2014 года по заявлению ФИО1 об оспаривании действий командующего войсками Западного военного округа, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконными приказов командующего войсками Западного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ того же года N, соответственно, об увольнении заявителя с военной службы и исключении его из списков личного состава воинской части - отказать.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Судья Московского
окружного военного суда Зинюшин Н.Н.
Секретарь судебного заседания Болотникова В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.