Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 14 мая 2015 г. по делу N 33А-757/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Орловой М.С., с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО4, представителя Министра обороны Российской Федерации Чернокрылюк Н.Н., представителя начальника 1 отдела федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - 1 отдел) ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Московского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2015 года, согласно которому отказано в удовлетворении заявления подполковника запаса ФИО1 об оспаривании решения начальника 1 отдела, связанного с отказом в предоставлении жилого помещения и снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Балабанова Н.Н., объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, объяснения представителей должностных лиц, возражавших против ее удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 на семью из трех человек была предоставлена для постоянного проживания двухкомнатная квартира общей площадью 43,9 кв.м. (жилой 27,3 кв.м.) в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО12 и его супругой был расторгнут, а решением Щелковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 признан утратившим право пользования указанным жилым помещением. Этим же решением постановлено о снятии его с регистрационного учета и заключении договора социального найма указанного жилого помещения с бывшей женой ФИО12.
ДД.ММ.ГГГГ начальник Монинской квартирно-эксплуатационной части района заключил с бывшей женой заявителя ( ФИО6), являвшейся на тот момент военнослужащим по контракту Министерства обороны Российской Федерации, договор социального найма названного жилого помещения.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО12 состоит в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, а в ДД.ММ.ГГГГ он уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением на жилищном учете.
ДД.ММ.ГГГГ извещением N ему на состав семьи один человек была распределена двухкомнатная квартира общей площадью 61 кв.м. в городе "адрес", с учетом права, как преподавателя военной образовательной организации высшего образования, на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ N начальник 1 отдела отказал ФИО12 в предоставлении данной квартиры на том основании, что заявитель после увольнения с военной службы утратил право на дополнительную общую площадь жилого помещения, а также в связи с непредставлением им справки о сдаче ранее предоставленного ему Министерством обороны Российской Федерации жилого помещения. Этим же решением ФИО12 исключен из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Считая, что этим решением нарушены его права, ФИО12 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным указанное решение начальника 1 отдела и возложить на последнего обязанность по его отмене, восстановлению его на жилищном учете и заключению с ним договора социального найма распределенного жилого помещения в городе Мытищи.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы он указывает, что после предоставления ему ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения в "адрес" он не был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку указанное жилое помещение не соответствовало норме предоставления жилых помещений, действовавшей в указанное время и предусмотренной статьями 38, 40 Жилищного кодекса РСФСР (12 кв.м. на одного человека).
Обращает внимание, что решением Щелковского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, принятым по иску его бывшей супруги, он признан утратившим право пользования указанным жилым помещением и этим же решением суд постановил о снятии его с регистрационного учета по адресу данного помещения, однако при этом он не признан утратившим право на получение жилого помещения.
Отмечает, что его бывшая жена ФИО6 также являлась военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации. Поэтому полагает, что указанное жилое помещение не подлежало сдаче квартирным органам, так как в нем остался проживать другой военнослужащий, с которым КЭЧ района был заключен договор найма данного жилого помещения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с данным Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 названной статьи, и предусмотренного пунктом 2 этой же статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил в пункте 28 постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", что во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Иные категории военнослужащих (например, командиры воинских частей в воинском звании до подполковника, капитана 2 ранга включительно) имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы.
Приведенные нормы права не противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой право на получение дополнительной общей площади жилого помещения по своему характеру является льготой, предоставляемой военнослужащим с учетом их особого правового статуса, обусловленного характером военной службы, предусматривающей выполнение ими специфических задач обороны страны, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения военной службы. Следовательно, прекращение необходимого правового статуса предполагает и утрату права на данную льготу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 446-О-О, от 21 февраля 2008 года N 100-О-О, от 24 июня 2008 года N 559-О-О, от 14 июля 2011 года N 1021-О-О).
К одному из таких специфических условий относится выполнение военнослужащим обязанностей военной службы на воинской должности преподавателя военной образовательной организации высшего образования.
Поскольку ФИО12 не проходил военную службу в воинском звании полковника, ему равном и выше, а после увольнения с военной службы перестал относиться к категории преподавателей, то он утратил право на на дополнительную общую площадь жилого помещения.
Учитывая, что общая площадь жилого помещения, распределенного заявителю, составляет 61 кв.м., то есть превышает установленные статьей 15.1 Федерального закона нормы предоставления на одиноко проживающего военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы), начальник первого отдела обоснованно отказал ФИО12 в предоставлении вышеуказанного жилого помещения решением от ДД.ММ.ГГГГ N а суд первой инстанции, в свою очередь, принял правильное по существу решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО12 в данной части.
Что касается обжалуемого судебного постановления в части отказа в удовлетворении требования заявителя о восстановления его на учете нуждающихся в жилых помещениях, то судебная коллегия исходит из следующего.
В обоснование законности оспариваемого решения начальника 1 отдела от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия ФИО12 с жилищного учета суд первой инстанции указал, что заявитель, признав ДД.ММ.ГГГГ иск бывшей супруги о расторжении с ним договора социального найма жилого помещения, решением суда был признан утратившим право пользования, предоставленным ему в 1996 году жилым помещением, в результате чего утратил возможность его сдачи квартирным органам, а поэтому не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон).
При этом суд сослался на пункт 14 статьи 15 Федерального закона, регламентирующий предоставление жилых помещений по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, а также на пункты 17, 18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), в соответствии с которыми с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи ранее предоставленного жилого помещения, о чем военнослужащим выдается (направляется) соответствующая справка.
Однако при этом суд оставил без внимания ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для настоящего дела, и неправильно истолковал и применил нормы материального права, подлежащие применению по делу.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Данная правовая норма закрепляет право военнослужащих на повторное заселение освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими, и, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 24 июня 2014 года N 1461-О, эта норма призвана обеспечить потребности военнослужащих в жилье за счет освобождающихся жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Из представленных в суд апелляционной инстанции доказательств: копии контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ, копии послужного списка, копии приказа начальника Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия имени профессора ФИО7 и ФИО8" от ДД.ММ.ГГГГ N и копии договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ N 17/п видно, что бывшая жена заявителя ( ФИО6) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась военнослужащим Министерства обороны Российской Федерации, то есть и на момент утраты заявителем в ноябре 2009 года права пользования, предоставленным ему в 1996 году жилым помещением. При этом ДД.ММ.ГГГГ с бывшей женой заявителя начальником Монинской квартирно-эксплуатационной части района был заключен договор социального найма указанного жилого помещения.
Таким образом, предоставленное в 1996 году ФИО12 жилое помещение, после его освобождения заявителем, было фактически предоставлено военным ведомством другому военнослужащему, как это требует пункт 5 статьи 15 Федерального закона, в данном случае бывшей жене заявителя, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии необходимости фактической сдачи заявителем этого жилого помещения квартирным органам Министерства обороны Российской Федерации, как это указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Кроме того, в силу абз. 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 51 названного Кодекса предусмотрено, что нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Из материалов дела следует, что ФИО12, как на момент принятия его на жилищный учет в декабре 2009 года, так и в настоящее время не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан. То есть каких-либо препятствий для нахождения его на жилищном учете не имеется.
При этом перечень оснований, по которым гражданин может быть снят с жилищного учета, предусмотренный частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, не содержит такого основания, как непредоставление справки о сдаче жилого помещения. Не содержат таких оснований и пункт 14 Федерального закона, а также пункты 17, 18 Инструкции, на которые сослался суд первой инстанции в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах не может быть признан обоснованным вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого решения должностного лица в части снятия ФИО12 с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Вышеизложенное указывает на то, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, и неправильно применены нормы материального права, что в силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в данной части.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от 12 февраля 2015 года по заявлению ФИО1 в части отказа в удовлетворении требований заявителя о восстановлении его в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права отменить и принять в этой части новое решение.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела федерального государственного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения заявителя из единого реестра военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях и обязать названное должностное лицо отменить указанное решение в данной части и восстановить ФИО1 в указанном реестре.
В остальной части это же решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
"данные изъяты"
Судья Московского
окружного военного суда Балабанов Н.Н.
Секретарь судебного заседания Орлова М.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.