Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 21 мая 2015 г. по делу N 33А-897/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
ФИО8,
судей:
ФИО4 и ФИО10,
при секретаре ФИО9, с участием заявителя ФИО1, его представителя ФИО5, представителей ФИО2 службы Федеральной службы безопасности России (далее - Погранслужба) ФИО6 и ФИО7 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителя на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N полковника ФИО1 об оспаривании действий руководителя и жилищной комиссии Погранслужбы, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях в качестве членов семьи заявителя его детей и матери его жены, а также со снятием заявителя и его супруги с данного учета.
Заслушав доклад судьи ФИО10, объяснения заявителя и его представителя в обоснование апелляционной жалобы, представителей должностного лица, возражавших против её удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, проходивший военную службу в "адрес", проживающий с супругой, двумя совершеннолетними детьми и матерью супруги в жилом помещении общей площадью 59,3 кв.м. по адресу: "адрес", нанимателем которого является мать супруги, во исполнение решения Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения определением судебной коллегии Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принят вместе с супругой на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - "адрес".
Между тем, определением судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанные судебные постановления были отменены и заявителю с супругой отказано в принятии на жилищный учет по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - "адрес" ввиду обеспеченности жилым помещением по установленным нормам в "адрес" и невозможности сдачи его квартирным органам для последующего обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.
В связи с чем в этот же день ФИО1 обратился в жилищную комиссию Погранслужбы с заявлением об изменении состава его семьи, нуждающейся в жилом помещении вместе с ним, в частности о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях его двух совершеннолетних детей и матери его супруги. При этом он указал об отсутствии у данных лиц иных жилых помещений, кроме того, в котором они совместно проживают и готовы его сдать при предоставлении жилого помещения по избранному месту жительства, а также просил сообщить о недостающих документах, которые будут предоставлены в случае необходимости.
Однако в удовлетворении данного заявления решением жилищной комиссии Погранслужбы, оформленным протоколом заседания N от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю было отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ ввиду непредставления документов, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и п. 3 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями (далее - Правила), утвержденных Приказом ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ N, а также по причине неуказания причин невозможности их представления.
Кроме того, этим же решением жилищная комиссия, руководствуясь вышеуказанным определением судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, сняла заявителя с супругой с жилищного учета, как обеспеченных жилым помещением по установленным нормам в "адрес".
Посчитав свои права нарушенными, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать указанное решение незаконным, обязать руководителя и жилищную комиссию Погранслужбы отменить это решение, восстановив его с супругой на жилищном учете, а также принять на учет нуждающихся в жилых помещениях в составе его семьи детей заявителя и мать его супруги.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявления ФИО1 отказал.
В апелляционной жалобе заявитель и его представитель, не соглашаясь с судебным постановлением, просят его отменить.
В обоснование жалобы, ссылаясь на п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), указывают, что жилищная комиссия не сообщила ему о необходимости предоставления недостающих документов для положительного разрешения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ г. и не известила его о дате, времени и месте проведения заседания жилищной комиссии по рассмотрению этого заявления, тем самым лишив его возможности предоставления всех необходимых документов.
Считают, что гарнизонный военный суд необоснованно изменил существо заявленных требований, указав во водной части решения о рассмотрении гражданского дела по заявлению ФИО1 об оспаривании действий руководителя и жилищной комиссии Погранслужбы, связанных лишь со снятием заявителя с жилищного учета, тогда как он оспаривал также и действия, связанные с отказом в изменении состава его семьи для жилищных правоотношений, что повлекло нарушение в определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Также полагают, что суд первой инстанции не дал правовой оценки всем приведенным в заявлении доказательствам незаконности совершенных в отношении заявителя действий.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Вместе с тем в соответствии с п. 14 ст. 15 Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижению предельного возраста, и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Анализ приведенного законодательства позволяет придти к выводу о возможности признания военнослужащего, обеспеченного по месту прохождения военной службы жильем по договору социального найма общей площадью на каждого члена семьи более учетной нормы, нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, лишь при отсутствии у него препятствий сдать занимаемое жилье установленным законом порядком.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как видно из материалов дела, заявитель вместе с супругой принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - "адрес" во исполнение решения Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения определением судебной коллегии Московского окружного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку данные судебные постановления определением судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ были отменены и заявителю с супругой отказано в принятии на жилищный учет по избранному после увольнения с военной службы месту жительства - "адрес", то при таких обстоятельствах, а также с учетом положений ч. 2 ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений ФИО1 вместе с супругой обоснованно снят с жилищного учета.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании заявлений данных граждан.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Согласно п. 3 Правил, для признания нуждающимся в жилом помещении, за исключением служебных жилых помещений, и принятия на учет в качестве нуждающегося в таком жилом помещении военнослужащим подается в жилищную комиссию соответствующее заявление по рекомендуемому образцу (приложение N 1).
Этим же пунктом Правил определен перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Прилагаемые к заявлению копии документов должны быть заверены начальником (заместителем начальника) подразделения кадров органа безопасности.
В случае невозможности представления каких-либо документов, предусмотренных настоящим пунктом, военнослужащим подается рапорт с объяснением причин невозможности их представления.
Как видно из приложения N 1 к Правилам, заявление о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении подписывается всеми совершеннолетними членами семьи военнослужащего.
Правильно установив, что ФИО1 при подаче ДД.ММ.ГГГГ заявления о признании его сына, дочери и матери супруги нуждающимися в получении жилого помещения не были представлены необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на него, в том числе копии их паспортов, а в самом заявлении о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не были указаны причины невозможности их представления, а также отсутствовали подписи всех совершеннолетних членов семьи заявителя, гарнизонный военный суд пришел к верному выводу о правомерности решения жилищной комиссии Погранслужбы от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в принятии на жилищный учет его двух совершеннолетних детей и матери его супруги, а также о снятии заявителя с супругой с данного учета.
Изложенные в жалобе доводы о том, что жилищная комиссия не сообщила заявителю о необходимости предоставления недостающих документов для положительного разрешения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ и не известила его о дате, времени и месте проведения заседания по рассмотрению этого заявления, не влияют законность вынесенного жилищным органом оспариваемого решения.
Мнение авторов жалобы о том, что гарнизонный военный суд необоснованно изменил существо заявленных требований, что повлекло нарушение в определении обстоятельств, имеющих значение для дела, не соответствует материалам дела.
При этом, вопреки указанию в жалобе, суд первой инстанции дал правовую оценку всем имеющим значение для данного дела доказательствам и вынес законное и обоснованное решение.
При таких данных апелляционная жалоба заявителя и его представителя удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителя ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Верно:
Председательствующий ФИО8
Секретарь судебного заседания ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.