Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 21 мая 2015 г. по делу N 33А-903/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Караблина А.А.,
судей: Зинюшина Н.Н. и Балабанова Н.Н.,
при секретаре Татарченко Н.М., с участием военного прокурора отдела военной прокуратуры Западного военного округа подполковника юстиции ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя должностного лица на решение Ивановского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года, согласно которому удовлетворено заявление бывшего военнослужащего по контракту войсковой части 41520 ефрейтора в отставке ФИО1 об оспаривании действий командующего военно-транспортной авиацией (далее - командующий), связанных с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи ФИО6 и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как видно из решения суда и материалов дела, ФИО1, состоявшая с ДД.ММ.ГГГГ на учете нуждающихся в получении жилого помещения по избранному при увольнении с военной службы месту жительства ( "адрес"), решением жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ была снята с данного учета, после чего приказом командующего от ДД.ММ.ГГГГ N уволена с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом того же должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ N 62-с исключена из списков личного состава воинской части.
На основании решения Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 восстановлена на жилищном учете.
Считая, что увольнение с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением нарушает ее права, ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просила признать незаконными вышеуказанные приказы командующего в части, касающейся ее увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части, обязав названное должностное лицо отменить данные приказы и восстановить ее на военной службе, а также обеспечить положенными видами довольствия за период незаконного увольнения.
Суд первой инстанции заявление удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель командующего, выражая несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить и принять новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что приказ командующего от ДД.ММ.ГГГГ N об увольнении ФИО1 с военной службы состоялся до вынесения судебного решения о восстановлении ее на жилищном учете, поэтому на момент издания командующим оспариваемого приказа каких-либо препятствий для увольнения заявителя, предусмотренных абз. 2 пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не имелось.
Автор жалобы также обращает внимание, что ФИО1, в нарушение статьи 21 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, не поставила командование в известность о состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ решении Ивановского гарнизонного военного суда о восстановлении ее на жилищном учете.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона в редакции данной нормы, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
Исходя из положения пункта 14 статьи 15 этого же Закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного следует признать, что вышеприведенные правовые нормы устанавливают запрет на увольнение по указанным в них основаниям военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, в отсутствие их согласия на увольнение в случае, если они не обеспечены жильем по месту военной службы по установленным нормам. То есть, законодателем однозначно установлена обязанность военного ведомства по обеспечению таких лиц жилыми помещениями для постоянного проживания в период прохождения ими военной службы, а не после увольнения с таковой.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Как видно из материалов дела и верно установил суд первой инстанции, ФИО1 по месту прохождения военной службы жилым помещением по нормам, установленным законодательством, не обеспечена, она имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет и не давала согласия на увольнение ее с военной службы без предварительного обеспечения жилым помещением.
Поэтому суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что права заявителя могут быть восстановлены путем отмены оспариваемых ею приказов командующего от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N 62-с, которыми ФИО1 уволена с военной службы и исключена из списков личного состава воинской части, и восстановления ее на военной службе до обеспечения жилым помещением.
Вопреки утверждению автора жалобы, то обстоятельство, что ФИО1 на момент издания оспариваемого приказа была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обоснованность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку вступившим в законную силу решением Ивановского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ эти действия должностного лица жилищного органа признаны незаконными, в связи с чем ФИО1 восстановлена на жилищном учете.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, по вышеизложенным причинам не могут быть признаны обоснованными и повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ивановского гарнизонного военного суда от 24 февраля 2015 года по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
"данные изъяты"
Председательствующий А.А. Караблин
Секретарь судебного заседания Н.М. Татарченко
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.