Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Савелькиной Г.О., при секретаре Поликарповой В.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Арюхина Г.Е. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поступившее по апелляционной жалобе ответчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2015 года, которым постановлено:
исковое требование заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Арюхина Г.Е. к Государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики-Чувашии о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, удовлетворить;
обязать Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республики - Чувашии обеспечить Арюхина Г.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год согласно его заявлению от 27 января 2014 года не ранее 08 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики обратился в суд с иском в интересах Арюхина Г.Е. к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение, указав, что Арюхин Г.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно, причиной возникновения которой является заболевание, полученное в период военной службы, что подтверждает справка серии МСЭ-2011 N N, выданная 20 декабря 2011 года, он состоит в федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения; 27 января 2014 года Арюхин Г.Е. обращался в отдел социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары с заявлением о предоставлении путевки, в связи с чем был поставлен на учет для получения путевки в 2014 году, он не обеспечен путевкой со ссылкой на возможность предложения путевки в порядке очередности после поступления средств из федерального бюджета и проведения конкурсных процедур.
Указывая, что с 01 января 2015 года полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы Фонду социального страхования Российской Федерации, прокурор просит обязать ответчика обеспечить Арюхина Г.Е. путевкой на санаторно-курортное лечение согласно его заявлению от 27 января 2014 года.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным основаниям.
Истец Арюхин Г.Е. исковые требования поддержал, при этом не оспаривал прохождение санаторно-курортного лечения согласно заявлению от 10 января 2013 года в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по решению Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2014 года по гражданскому делу N 2-1339 по иску заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах Арюхина Г.Е. к Министерству здравоохранения и социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности обеспечить путевкой на санаторно-курортное лечение.
Представитель ответчика Быкова С.Н. исковые требования не признала, указав на то, что действующее законодательство не исключает наличия очередности на предоставление путевок среди лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение согласно дате постановки на учет, что соответствует положениям п.3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, запрещающей осуществление прав и свобод человека посредством нарушения прав и свобод других лиц, истец не имеет приоритетного права перед другими лицами, состоящими в очереди, на обеспечение путевкой. Также указала на недостаточность финансирования закупки путевок на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета. Право истца на представление путевки на санаторно-курортное лечение не оспаривала, указала, что истец будет обеспечен путевкой вы соответствии с датой постановки его на учет и по итогам проведения процедур, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Представители третьих лиц по делу - Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Казенного учреждения "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В письменном отзыве на исковое заявление третье лицо - Казенное учреждение "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашии указало, что согласно заявления от 10 января 2013 года истец был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по решению Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики. По заявлению от 27 января 2014 года истец путевкой не обеспечен.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное ответчиком на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, неправильного применения норм материального права. В апелляционной жалобе Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по ЧР считает неправильной ссылку суда на нормы законодательства о социальной защите инвалидов, так как санаторно-курортное лечение истцу должно предоставляться на основании Федерального закона "О государственной социальной помощи", считает необоснованными выводы суда о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна предоставляться Арюхину Г.Е. ежегодно, а очередность предоставления реабилитационных мер законодательством не предусмотрена. Полагает, что суду следовало учесть установленные пределы денежных средств, направляемых на предоставление путевок в санаторно-курортные организации. Предоставление путевок на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая формируется согласно дате подаче заявления, является единственным способом обеспечения их законных прав и интересов, при соблюдении принципа социальной справедливости. В исковом заявлении и документах, приложенных к нему, не содержится доказательств нарушения действующего порядка предоставления набора социальных услуг в отношении Арюхина Г.Е., право на получение санаторно-курортное лечение за ним сохраняется.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Кузьмина А.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения истца Арюхина Г.Е., прокурора Ишмуратовой Л.Ф., возражавших против удовлетворения жалобы, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (п. 8 ст. 6.1). Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона, в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 указанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; в случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 3.6, 3.7 указанного Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N256, и обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года.
Судом установлено, что истец Арюхин Г.Е. является инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно вследствие заболевания, полученного в период военной службы, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 N N от 20 декабря 2011 года. 27 января 2014 года Арюхин Г.Е. обратился в отдел социальной защиты населения Московского района г.Чебоксары с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания, для ее получения он не имеет противопоказаний, однако, как следует из материалов дела, путевка ему не предоставлена.
Суд первой инстанции, указав, что с 01 января 2015 года полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальной услуги по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы Фонду социального страхования Российской Федерации, пришел к выводу, что на ответчика возложена обязанность по обеспечению истца путевкой на санаторно-курортное лечение как лица, имеющего право на получение данного вида государственной социальной помощи при наличии медицинских показаний.
При этом судом отмечено, что ответчиком не оспаривается обязанность предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение.
Оценивая доводы ответчика об очередности предоставления путевок и ограничении финансового обеспечения приобретения путевок, суд не признал их основанием для отказа в иске, установив, что действующими нормативными актами в сфере обеспечения реабилитации инвалидов не предусмотрена очередность на предоставление реабилитационных мер, и право гражданина на реабилитацию не зависит от наличия или отсутствия очередности на предоставление реабилитационных мер в региона проживания инвалида; установив на государственном уровне льготы по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение и включив инвалида в федеральный регистр, государство приняло на себя обязанность финансирования данного вида реабилитационных мер путем включения данных расходов в бюджет на соответствующий год, а ненадлежащая работа государственных органов разных уровней по реализации законодательства по обеспечению инвалидов путевками не может являться причиной лишения истца причитающихся ему социальных льгот.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, они не опровергают выводов суда первой инстанции и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Судебная коллегия исходит из того, что лицу, имеющему право на получение соответствующего вида государственной социальной помощи, не может быть отказано в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета. Обязанность по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Ссылка суда первой инстанции на положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не является неправомерной. Статьей 9 данного Федерального закона и Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года 2347-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду" в состав реабилитационных мероприятий включено санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Утверждение ответчика о том, что внеочередное предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих право на такую же государственную социальную помощь, не может быть признано обоснованным, поскольку право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Само по себе указанное обстоятельство при наличии у гражданина права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для его отмены не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба судебной коллегией оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 31 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Карлинов
Судьи Д.В.Алексеев
Г.О.Савелькина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.