судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Уткиной И.В.
и судей Земцовой М.В., Лукьяновой О.В.
при секретаре Рязанцевой Е.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Уткиной И.В. дело по апелляционной жалобе УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области на решение Первомайского районного суда г.Пензы от 19 мая 2015 года, которым постановлено:
Иск Лазарева И.Н. к УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области о признании незаконными решения комиссии, включении периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии, понуждении назначить пенсию удовлетворить частично.
Признать незаконными решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ РФ в Пензенском районе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N в части не включения Лазареву И.Н. периодов работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах: ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Пензенском районе Пензенской области досрочно назначить Лазареву И.Н. трудовую пенсию по старости на льготных условиях, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, с момента обращения за назначением пенсии, включив в специальный стаж для назначения пенсии периоды работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах: ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Лазарева И.Н. о назначении досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области Жиляевой Н.В., действующей на основании доверенности, представителя истца Струнина В.Ю., действующего на основании доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решениями комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Лазареву И.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по причине отсутствия стажа на соответствующих видах работ, а именно в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, в связи с включением в справку, уточняющую характер работы, периодов, не подлежащих включению в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости (простои, время нахождения в резерве, ремонт, заказные рейсы, дачные маршруты, оплата по среднему).
Не соглашаясь с указанными решениями, Лазарев И.Н. обратился в суд с иском о признании их незаконными, включении в специальный стаж периодов работы и признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на то, что в связи с достижением ДД.ММ.ГГГГ 55-летнего возраста он подал заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах в связи с наличием необходимого специального стажа. Его трудовая деятельность подтверждена записями в трудовой книжке, справкой, уточняющей особый характер работы и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, справкой об отработанном времени, а также другими документами.
Истец просил признать незаконными решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, обязать включить в специальный стаж периоды работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах ДД.ММ.ГГГГ, назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать недоплаченную пенсию.
Впоследствии исковые требования истцом были уточнены, окончательно он просил признать незаконными решения комиссии ГУ УПФР в Пензенском районе Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы в должности водителя автобуса на регулярных городских маршрутах: ДД.ММ.ГГГГ; обязать назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Первомайский районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области просит решение отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права. Судом не принято во внимание наличие целосменных отвлечений, что усматривается из актов проверок. Кроме этого в спорные периоды истцом отработано менее 80% рабочего времени за месяц на регулярных пассажирских маршрутах. Необоснованно включены судом периоды технического простоя, резерва, выполнения заказных и дачных рейсов, оплаты по среднему, поскольку в специальный стаж включаются только периоды непосредственно работы, а не какой-либо иной деятельности. При этом дачные перевозки осуществляются в пригородном сообщении, где отсутствует интенсивное движение транспорта, в связи с чем, эти маршруты не характеризуются повышенной сложностью, как городские регулярные маршруты. Судом не была выяснена причина расхождения сведений, содержащихся в справке уточняющей особый характер работы, и в выписке из лицевого счета застрахованного лица. Сведениями индивидуального (персонифицированного) учета не подтверждается факт полной отработки истцом заявленных им периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, с чем согласился работодатель истца в лице МУП "Пензенские пассажирские перевозки", подписав акты проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд признал установленным и исходил из того, что спорные периоды необоснованно не включены ответчиком в стаж работы Лазарева И.Н. водителем автобуса на регулярных городских маршрутах, поскольку в судебном заседании установлено, что других работ в спорный период он не выполнял, работал водителем автобуса на регулярных городских маршрутах полный рабочий день.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
В соответствии с п.п.10 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как усматривается из материалов дела, Лазарев И.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Пензенском пассажирском автотранспортном предприятии водителем автобуса 1 класса, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водителем автобуса 1 класса по городским регулярным маршрутам с МУП "Пензенские пассажирские перевозки", что подтверждается записями в трудовой книжке.
Придя к выводу об обоснованности заявленных требований в части включения спорных периодов в специальный стаж, суд, по мнению судебной коллегии, исходил из фактических обстоятельств, установленных по делу, и представленных сторонами доказательств, дав им надлежащую юридическую оценку, соответствующую требованиям ст.67 ГПК РФ, оснований сомневаться в правильности которой у судебной коллегии не имеется, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Выводы суда основаны на действующих в период работы истца нормативных актах, регламентирующих вопросы исчисления специального трудового стажа и периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанной категории работников.
Так, в соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Порядок подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, был утвержден письмом Минтранса РФ от 2 июля 1992 года N13-пр и согласован с Министерством социальной защиты населения РФ.
Пунктом 1 указанного Порядка предусматривалось право на назначение пенсии в связи с особыми условиями труда для водителей автобусов, постоянно трудившихся на регулярном городском маршруте в течение полного рабочего времени.
Под полным рабочим временем понимается выполнение работы на таких маршрутах не менее 80 процентов рабочего времени за месяц.
В п.2 Порядка установлено, что подтверждение специального трудового стажа возможно на основании следующих документов: приказов о назначении на работу водителя автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов, путевых листов; при отсутствии приказов и путевых листов - справок предприятия с указанием документальных оснований (приказов, лицевых счетов, ведомостей на заработную плату, коллективных договоров и т.д.).
Как видно из материалов дела, МУП "Пензенские пассажирские перевозки", являющимся по отношению к истцу работодателем, были выданы справки, уточняющие особый характер работы и подтверждающие факт работы Лазарева И.Н. в качестве водителя автобуса на регулярных линиях городских пассажирских маршрутов.
Давая оценку представленным справкам, суд, обоснованно принял во внимание, что они по форме и содержанию соответствуют предъявляемым к ним требованиям, выданы для предоставления в пенсионные органы на основании приказов по предприятию о допуске к работе на городских маршрутах, личной карточки формы Т-2,табелей учета рабочего времени, расчетных ведомостей.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности включения в специальный стаж периодов технического простоя, резерва, выполнения заказных и дачных рейсов, оплаты по среднему не могут свидетельствовать о незаконности судебного решения, как несостоятельные и, будучи заявленными в суде первой инстанции, не нашедшие подтверждения в ходе рассмотрения дела по существу и противоречащие правовым нормам, регулирующим труд и отдых водителей автотранспорта, содержащимся в Положении о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, обоснованно примененном судом при постановлении обжалуемого решения.
Так, согласно п. 3 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам и Секретариатом ВЦСПС от 16 августа 1977 года N255/16, для водителей, работающих на шестидневной рабочей неделе, продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 6 часов. При шестидневной и пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) водителей определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми администрацией по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза, с соблюдением установленной продолжительности рабочей недели (41 час).
Пунктом 8 данного Положения предусмотрено, что в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозок - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену; в) время движения автомобиля на линии; г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; д) время простоев не по вине водителя.
Аналогичные положения содержатся и в п.п.6 и 8 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Постановлением министерства труда и социального развития РФ от 25 июня 1999 года N 16, в силу которых нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю, а в состав рабочего времени водителя включается: а) установленное нормативами подготовительно - заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии на предприятие, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; б) время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью до 5 минут в смену; в) время движения автомобиля на линии; г) время стоянки: в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; д) время простоев не по вине водителя; е) время остановок, предусмотренное графиком для кратковременного отдыха от вождения в пути и на конечных пунктах, а также время для осмотра подвижного состава и его обслуживания.
При суммированном учете рабочего времени рабочее время, подтверждающее занятость водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах, определяется по итогам месяца.
В рабочее время за месяц включается суммарно время работы на линии регулярного пассажирского маршрута и связанное с этой работой суммарное время на выполнение работ по обеспечению трудовых функций (проведение подготовительно-заключительных работ, участие в плановых технических обслуживаниях и устранение эксплуатационных неисправностей автобуса).
Из подсчета специального стажа водителей автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах подлежат исключению только те месяцы, в которых отсутствует предусмотренный объем суммарного рабочего времени, предусмотренного вышеуказанными Положениями.
В случае если работникам, постоянно занятым на работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, в том числе в режиме неполной рабочей недели в связи с сокращением объемов производства, продолжительность рабочего дня уменьшается, но занятость во вредных условиях труда составляет не менее 80% рабочего времени установленной законодательством продолжительности, то эти рабочие дни засчитываются в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Исследованными в суде документами, в частности, Положением об оплате труда и премировании водителей ППАТП N от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, табелями учета рабочего времени, расчетными листками, подтверждается установление истцу в период его работы водителем автобусов суммированного учета рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
Доводы апелляционной жалобы относительно необоснованности включения периодов выполнения дачных рейсов также не могут служить основанием для отмены судебного решения.
Делая вывод о состоятельности требований в части включения в специальный стаж периодов работы на дачных маршрутах, суд исходил из установленных в судебном заседании обстоятельств, из которых усматривается, что конкретные дачные маршруты, по которым ППАТП N, а затем и МУП " Пензенские пассажирские перевозки" осуществляли перевозку пассажиров, определялись администрацией г.Пензы, осуществлялись преимущественно в городской черте, по соответствующему расписанию и с определенными остановками, являлись регулярными. Лазарев И.Н. для работы на дачных маршрутах приказами не переводился, а ответчиком не представлено объективных доказательств, опровергающих факт выполнения истцом в спорные периоды работы по обслуживанию дачных маршрутов за пределами города.
Более того, как следует из п.4 Порядка подтверждения специального трудового стажа водителей автобусов, трудившихся на регулярных городских пассажирских маршрутах, при переводе водителей в связи с производственной необходимостью на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца, а также на работы, связанные с массовой перевозкой детей в летние оздоровительные лагеря и загородные детские сады, работы по перевозке трудящихся городских предприятий в колхозы и совхозы для оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ, время, связанное с выполнением таких работ приравнивается к предшествующей работе на регулярном городском маршрутном автобусе.
Таким образом, законодателем предусматривалась возможность привлечения водителей автобусов городских регулярных маршрутов в случае производственной необходимости (каковой и являлось обслуживание дачных маршрутов в летнее время) к выполнению иной работы с сохранением права на включение таких периодов в специальный стаж для назначения льготной пенсии.
Также нельзя согласиться и с доводом апелляционной жалобы, касающимся несоответствия сведений персонифицированного учета и сведений, содержащихся в справке, подтверждающей льготный характер работы, поскольку указанные обстоятельства связаны с деятельностью работодателя, предоставившего указанные сведения.
Невыполнение работодателем обязанности по проверке достоверности представленных сведений и внесение в документы ошибочных сведений, при доказанности в судебном заседании факта работы истца в спорные периоды в особых условиях труда, предполагающих наличие права на назначение досрочной трудовой пенсии, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Все доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследовались в судебном заседании и обоснованно, по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтвержденные материалами дела.
Выводы суда мотивированы, основаны на полно и всесторонне исследованных обстоятельствах дела, материальный закон применен и истолкован судом правильно.
Изложенное в жалобе не опровергает выводы суда, т.к. приведенные в ней обстоятельства не отражают установленного судом в совокупности всех доказательств, не основаны на правильном толковании закона либо не имеют правового значения для данного дела и направлены на переоценку установленного судом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г.Пензы от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УПФР (ГУ) в Пензенском районе Пензенской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.