Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу МВД РФ
от 24 июля 2003 г. N 576
Решение коллегии МВД РФ от 1 июля 2003 г. N 4 км/2
"О состоянии работы по противодействию нелегальному производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции и мерах по ее совершенствованию"
Коллегия отмечает, что принимаемые совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти меры способствуют усилению государственного контроля за сферой производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что обеспечило рост их легального производства и поступления акцизных платежей в бюджеты всех уровней. В 2002 г. производство этилового спирта по сравнению с 2001 г. увеличилось на 17,7%, а водки и ликеро-водочных изделий - на 5,1%. В консолидированный бюджет поступило около 54 млрд. рублей акцизных сборов (+17,9% к АППГ).
Вместе с тем результаты деятельности МВД России свидетельствуют, что определенная часть алкогольного рынка страны продолжает оставаться в теневом секторе экономики, который, по оценкам различных специалистов, составляет около 20% от легального. Это приводит к ежегодным потерям государства от 8 до 12 млрд. рублей, наносит вред здоровью граждан и подрывает основы добросовестной конкуренции.
В ходе проведенных органами внутренних дел в 2002 г. проверок выявлено 3393 тыс. правонарушений, по которым возбуждено 7686 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято 1,5 млн. декалитров этилового спирта и алкогольной продукции. Пресечена деятельность 1350 кустарных производств по изготовлению спиртовых суррогатов.
Отмечается изменение структуры преступности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, что обусловлено совершенствованием законодательной базы, экономических отношений между субъектами хозяйственной деятельности и активизацией деятельности правоохранительных и контролирующих органов. Происходит перенос нелегального изготовления алкогольной продукции из подпольных цехов на легальные предприятия-производители. В 2002 г. задокументировано таких фактов на 43% больше, чем в 2001 г.
Продолжает оставаться сложным положение с производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции на территории Республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкарской Республики, предприятиями которых, согласно официальной статистике, выпускается 6,2% произведенного в стране спирта и 11,3% - водки. По оперативным данным, объемы незаконного производства здесь даже сопоставимы с легальными. При этом значительная часть неучтенных этилового спирта и алкогольной продукции реализуется в Московской области. В 2002 г. на ее территории из незаконного оборота изъято 52,9 тыс. декалитров этилового спирта и 377,4 тыс. декалитров алкогольной продукции, что составляет 13,8 и 34,8% соответственно от изъятых по всей стране.
На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста производства денатурированного спирта из пищевого сырья, который является основой для производства спиртовых суррогатов. Если в 2000 г. его было произведено 1224 тыс. декалитров, то в 2001 г. - уже 2939 тыс. декалитров, а в 2002 г. - 6241 тыс. декалитров.
Как следствие этого, в 2002 г. возбуждено 644 уголовных дела по статье 238 УК РФ, что на 54,8% больше, чем в 2001 г. Кроме того, в ряде регионов по фактам незаконного оборота суррогатов возбуждены уголовные дела по ст. 234 УК РФ, которая ранее органами внутренних дел практически не применялась.
Тенденция роста эффективности правоохранительной практики сохраняется и в 2003 г. Однако, анализ результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел свидетельствует о наличии резервов, использование которых позволит активизировать противодействие нелегальному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Прежде всего - это усиление контроля со стороны руководителей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации за действенностью конечных результатов. Допущено значительное снижение результатов по выявлению и пресечению нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции МВД республик Марий Эл, Адыгея и Саха (Якутия), ГУВД Алтайского края, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тюменской области, УВД Архангельской, Брянской, Липецкой областей.
Низкую эффективность проверок предприятий алкогольного рынка, проведенных в 2002 г., имеют МВД республик Мордовия (4 нарушения на 100 проверок), Адыгея (11,2), Бурятия (15,1), ГУВД Волгоградской области (10,2), УВД Липецкой (1,8), Сахалинской (7,4), Тверской (8,3), Смоленской (9,7), Омской (11,9) и Костромской (14,6) областей. Это свидетельствует о стремлении руководителей достичь количественных показателей в ущерб реальному оздоровлению оперативной обстановки.
Отмечается недостаточное использование возможностей получения и реализации оперативно значимой информации с целью документирования межрегиональных преступлений. По оперативным данным, подразделениями криминальной милиции выявляется только каждое третье преступление.
Единичные результаты работы по выявлению преступлений компетенции криминальной милиции имеют МВД, ГУВД, УВД республик Бурятия, Саха (Якутия), Адыгея, Хакасия, Кемеровской, Тверской, Пермской, Курганской областей, Еврейской автономной области.
При документировании преступной деятельности фигурантов не в полной мере используются возможности оперативно-поисковых и оперативно-технических подразделений.
Требует развития взаимодействие служб и подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации как между собой, так и с другими правоохранительными и контролирующими органами.
Остается высоким процент прекращения уголовных дел, предварительное следствие по которым обязательно. В целом по стране этот показатель составляет 28,9% от всех оконченных производством уголовных дел, а в 20 субъектах Российской Федерации (Тверской, Кемеровской, Иркутской, Архангельской, Самарской, Омской областях и др.) - 50% и более.
Значительная часть сферы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под криминальным контролем организованных преступных групп. Только в 2002 г. разоблачена противоправная деятельность 220 организованных преступных групп, из-под криминального контроля которых выведено 111 объектов экономики. При этом отмечается сращивание организованной преступности как с отдельными руководителями предприятий и организаций, так и чиновниками из органов государственной власти и местной администрации.
Отмечается недостаточная оснащенность экспертно-криминалистических подразделений оборудованием и техническими средствами для проведения специальных исследований алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Имеющиеся пробелы в действующем законодательстве создают экономические и правовые предпосылки для осуществления противоправной деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, дают возможность правонарушителям избегать справедливого наказания.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание необходимость осуществления дополнительных мер по защите алкогольного рынка страны от преступных посягательств, - коллегия решила:
1. Признать принимаемые органами внутренних дел меры по обеспечению государственного контроля за сферой производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции недостаточными.
2. Определить одним из основных критериев оценки деятельности органов внутренних дел по усилению государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции пополнение доходной части бюджетов всех уровней.
3. Возложить функции координации деятельности органов и подразделений МВД России по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в центральном аппарате МВД России на ФСЭНП МВД России (Веревкин-Рахальский С.В.), а в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации - на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.
4. ФСЭНП МВД России (Веревкин-Рахальский С.В.):
4.1. Совместно с ГУБОП СКМ (Овчинников Н.А.), ГУООП (Першуткин Н.И.), ГУГИБДД (Кирьянов В.Н.), ГУВДРО (Шлемин В.В.), ГУВДТиС (Захаренков В.В.) СОБ МВД России организовать и провести:
4.1.1. В 3 квартале 2003 г. в системе служебной подготовки занятия с личным составом подчиненных подразделений по изучению постановлений Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2002 г. N 883 "О порядке направления на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и от 11 апреля 2003 г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" и требований к сопроводительным документам на алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
4.1.2. В 1 квартале 2004 г. комплексное межведомственное оперативно-профилактическое мероприятие "АЛКОГОЛЬ-2004", направленное на пресечение незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
4.2. В 4 квартале 2003 г. провести анализ состояния работы по пресечению должностных преступлений, фактов преднамеренного банкротства, легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем и незаконного предпринимательства в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. По результатам оказать практическую помощь в реализации дел оперативного учета, имеющих межрегиональный и международный характер.
4.3. Взять на контроль организацию работы по противодействию незаконным производству, обороту этилового спирта и алкогольной продукции МВД Республики Мордовия, УВД Архангельской, Липецкой, Тверской областей. По результатам оперативно-служебной деятельности на этом направлении за 2003 г. внести предложения о заслушивании руководителей подразделений, имеющих низкие результаты работы, на оперативном совещании при заместителе Министра - начальнике ФСЭНП МВД России.
4.4. Подготовить и до 1 января 2004 г. направить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в "Перечень денатурирующих добавок (ингредиентов) для этилового спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья", утвержденный постановлением Правительства РФ N 732 от 9 июля 1998 г., с целью исключения использования денатуратов в качестве дешевых суррогатов алкогольной продукции.
4.5. Совместно с УМС МВД России (Штоколов Б.Г.) в 3 квартале 2003 г. изучить зарубежный опыт работы по противодействию нелегальному обороту этилового спирта и алкогольной продукции с выездом в одну из европейских стран, по результатам внести соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.
5. ГУБОП СКМ МВД России (Овчинников Н.А.) совместно с Главным управлением МВД России по Центральному федеральному округу (Щадрин С.Ф.) во взаимодействии с МНС России во 2 полугодии 2003 г. провести комплекс мероприятий по выведению из-под контроля организованных преступных групп предприятий алкогольной отрасли региона, а также пресечению использования денежных средств, полученных ими от незаконного оборота алкогольной продукции, на финансирование избирательной кампании.
6. ГУООП СОБ МВД России (Першуткин Н.И.) совместно с ФСЭНП МВД России (Веревкин-Рахальский С.В.) изучить практику применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам которой совместно с ГПУ МВД России (Черников В.В.) до 25 февраля 2004 г. рассмотреть целесообразность разработки необходимых правовых актов, вносящих изменения и дополнения в законодательство об административных правонарушениях.
7. СК при МВД России (Мозяков В.В.) совместно с ФСЭНП МВД России (Веревкин-Рахальский С.В.):
7.1. Оказать в течение 2003-2004 гг. практическую помощь МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, имеющим рост количества прекращенных и приостановленных производством уголовных дел в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
7.2. Подготовить во 2 полугодии 2003 г. материалы для рассмотрения на Пленуме Верховного Суда Российской Федерации по практике применения ст. 171 УК РФ.
8. ГУ ЭКЦ МВД России (Мартынов В.В.) совместно с ГУМТО СТ МВД России (Семенов А.В.) до 1 октября 2003 г. определить в соответствии с нормами положенности потребность экспертных подразделений в оборудовании и технических средствах для проведения специальных исследований алкогольной и спиртосодержащей продукции и рассмотреть возможность их поставки в пределах государственного оборонного заказа на 2004 г.
9. УИРОС МВД России (Шувалов Ю.Е.) совместно с ФСЭНП МВД России (Веревкин-Рахальский С.В.) и во взаимодействии с Минздравом России подготовить и провести цикл телерадиопередач и публикаций по вопросу профилактики отравлений спиртовыми суррогатами и результатах деятельности органов внутренних дел в данном направлении.
10. Главным управлениям МВД России по федеральным округам в 3 квартале 2003 г. организовать и провести с участием министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации оперативные совещания по вопросу "О состоянии работы по организации межрегионального взаимодействия и противодействию организованной преступности в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
11. ГУВДРО СОБ МВД России (Шлемин В.В.), министрам внутренних дел, начальникам ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации:
11.1. В месячный срок провести системный анализ эффективности принимаемых мер по выявлению и пресечению незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По результатам разработать планы дополнительных мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений в рассматриваемой отрасли экономики.
11.2. Обеспечить эффективное использование средств массовой информации в целях профилактики правонарушений в алкогольной сфере и освещения результатов деятельности органов внутренних дел в данном направлении.
Председатель |
Б. Грызлов |
<< Назад |
||
Содержание Приказ МВД РФ от 24 июля 2003 г. N 576 "Об объявлении решения коллегии МВД России от 1 июля 2003 г. N 4 км/2" (утратил... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.