Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Дубинина А.И.
судей
Тепловой Т.В., Осиповой И.Г.
с участием секретаря
К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по доверенности Юршиной Ю.Ю.,
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 13 апреля 2015 года,
по заявлению исполняющего обязанности Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и в интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий незаконными и обязании совершить определенные действия,
заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности Георгиевского межрайонного прокурора обратился в Пятигорский городской суд в защиту прав, свобод и в интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий незаконными и обязании совершить определенные действия.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Конституции РФ, ФЗ РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТа Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", ГОСТа Р52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", СНиПа 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" при организации дорожного движения на автомобильных дорогах, проходящих через территорию населенных пунктов Георгиевского района, в том числе, технических средств и инженерных сооружений, обеспечивающих искусственное электрическое освещение.
Из обращения командира отдельного батальона ДПС ГИБДД (г. Лермонтов) ГУ МВД России по СК следует, что состояние технических средств организации дорожного движения и инженерных сооружений, обеспечивающих искусственное электрическое освещение на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды", проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, не соответствует требованиям закона.
В соответствии со ст.ст. 12, 21 ФЗ РФ от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган, в ведении (в обслуживании) которого находятся дороги.
На основании приказа Федеральной дорожной службы N 507 от 25.12.1998 г. федеральная автомобильная дорога "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" передана на баланс ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства".
Согласно требованиям п. 4.6.3 ГОСТа Р50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночных режимах, должна составлять не менее 95 %. Пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" предусмотрено стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами, на расстоянии от них не менее 100 м. В положений п. 2.5. СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.
Согласно статистике ГИБДД ежегодно на указанном участке автодороги происходят дорожно-транспортные происшествия, в том числе влекущие вред здоровью и жизни людей. Так, в 2014 году на данном участке федеральной автомобильной дороги зарегистрировано 18 ДТП (в 2013 году -12 ДТП), т.е. наблюдается рост ДТП. Из них: 5 ДТП с пострадавшими, в которых погибли 2 человека и 11 человек - получили ранения различной тяжести (в 2013 году - 3 ДТП, погибло - 2 человека, ранено - 3 человека). При осмотре мест ДТП совместно с представителями дорожно-эксплуатационной организации выявлены дорожные условия, сопутствующие совершению ДТП, а именно: отсутствие стационарного электрического освещения на данном участке автодороги.
В нарушение указанных требований искусственное электрическое освещение федеральной автомобильной дороге "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, отсутствует.
На участке федеральной автомобильной дороге "Кочубей-Нефтекумск- Зеленокумск-Минеральные Воды" с км 317+990 по км 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, имеется линия BJI-0.4 неисправного искусственного электрического освещения на железобетонных опорах (52 опоры светильников) протяженностью 3,7 км.
Данная линия искусственного электрического освещения в реестрах муниципального имущества органов местного самоуправления не значится.
Должностными лицами ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" не принимаются меры по обеспечению искусственного электрического освещения на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км 317+990 по км 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, чем нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения несоответствующую государственным стандартам проезжую часть данной автодороги, и, следовательно, не обеспечивается безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрана окружающей среды.
Непринятие мер по обеспечению искусственного электрического освещения на указанном участке автодороги создает чрезвычайную ситуацию и приводит к опасности для здоровья людей с тяжелыми последствиями.
Не обеспечение искусственного электрического освещения на указанном участке автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" свидетельствует о бездействии должностных лиц ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства".
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами) (п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").
Предъявление прокурором иска обосновано тем, что бездействием должностных лиц ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан использующих для передвижения проезжую часть указанной автодороги, то есть круга лиц, который невозможно индивидуализировать (определить) и привлечь в судебный процесс.
Просит суд признать незаконным бездействие ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства", выразившееся в не обеспечении искусственного электрического освещения на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района. Обязать ФКУ "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог федерального дорожного агентства" обеспечить искусственное электрическое освещение на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 13 апреля 2015 года, заявление исполняющего обязанности Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и в интересов неопределенного круга лиц о признании бездействий незаконными и обязании совершить определенные действия удовлетворено.
Признано незаконным бездействие ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства", выразившееся в необеспечении искусственного электрического освещения на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+950, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района.
Суд обязал ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" обеспечит искусственное электрическое освещение на участке федеральной автомобильной дороги Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+950, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по доверенности Юршина Ю.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Межрайонного Георгиевского прокурора и прекратить производство по делу. Указывает, что в настоящее время бюджетных ассигнований на устройство электроосвещения на указанном участке автомобильной дороги нет, задание на выполнение работ Управлением не получено. Кроме того, Георгиевским межрайонным прокурором досудебная процедура по вопросу отсутствия искусственного электроосвещения проведена не полностью. Также прокурором не выявлено действительно виновное лицо по отсутствию содержания 52 светильников, расположенных на участке автомобильной дороги. Считает, что Георгиевским межрайонным прокурором не доказано наличие бездействия со стороны Управления по вопросу обеспечения освещения.
В возражениях на апелляционную жалобу Георгиевский межрайонный прокурор Власов Н.В, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Выслушав представителя ответчика ФКУ "Управления федеральных автомобильных дорог "Кавказ" " Федерального дорожного агентства" Потапова А.В. просившего отменить обжалуемое решение по доводам апелляционной жалобы. Прокурора Ледовскую Н.В. просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы указывая на её необоснованность.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 3 ст. 131 ГПК РФ в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Согласно статье 3 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Пунктом 4.6 ГОСТа Р 50597-93 предусмотрено, что дороги должны иметь наружное освещение.
С 1 июля 2008 года введен в действие Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, по СП 52.13390.2011 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*, на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток.
Таким образом, обеспечение автомобильных дорог искусственным освещением в темное время суток является обязанностью владельцев дорог по обеспечению безопасного движения на этих дорогах.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что на основании приказа Федеральной дорожной службы N 507 от 25.12.1998 г. и акта приема-передачи федеральная автомобильная дорога "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" передана на баланс ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" (л.д. 29-оборот, 30-31, 58-59, 60-63).
Согласно статистике ГИБДД ежегодно на указанном участке автодороги происходят дорожно-транспортные происшествия, в том числе влекущие вред здоровью и жизни людей.
Искусственное электрическое освещение федеральной автомобильной дороге "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, отсутствует.
На участке федеральной автомобильной дороге "Кочубей-Нефтекумск- Зеленокумск-Минеральные Воды" с км 317+990 по км 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, имеется линия BJI-0.4 неисправного искусственного электрического освещения на железобетонных опорах (52 опоры светильников) протяженностью 3,7 км.
Должностными лицами ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" не принимаются меры по обеспечению искусственного электрического освещения на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км 317+990 по км 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, чем нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения несоответствующую государственным стандартам проезжую часть данной автодороги, и, следовательно, не обеспечивается безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрана окружающей среды.
Удовлетворяя заявление Георгиевского межрайонного прокурора, суд первой инстанции указал, что ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" не принимаются меры по обеспечению искусственного электрического освещения на участке федеральной автомобильной дороги "Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные Воды" с км. 317+990 по км. 320+650, проходящей по территории муниципального образования Александрийского сельсовета Георгиевского района, чем нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, использующих для передвижения несоответствующую гос. стандартам проезжую часть данной автодороги, что в свою очередь свидетельствует о бездействии должностных лиц.
Указанный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит правильным, сделанным с учетом фактических обстоятельств дела при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства спора. Представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, законность и обоснованность которой у судебной коллегии сомнений не вызывает.
Статьей 11 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.10.2007 г. N 257-ФЗ установлено, что осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог федерального значения, установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог отнесено к полномочиям Российской Федерации.
В статье 3 указанного Федерального закона N 257-ФЗ определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункты 6, 12 статьи 3 Закона). Под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 статьи 3 Закона).
В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. п. 1, 5.1, 5.3.4, 5.4.5, 5.13 Постановления Правительства от 23.07.2004 N 374 "Об утверждении положения о Федеральном дорожном агентстве" Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Федеральное дорожное агентство осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятием и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; обеспечивает соответствие состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций.
Доказательств, свидетельствующих о надлежащем состоянии спорного участка дороги, ответчиками не представлено.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии средств на организацию и проведение работ по обеспечению безопасности дорожного движения не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению искусственного электрического освещения на указанном участке федеральной автодороги, поскольку вопросы безопасности жизни и здоровья граждан не могут быть поставлены в зависимость от наличия достаточного, по мнению обязанного лица, финансирования.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на иное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене решения.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 13 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Кавказ" Федерального дорожного агентства" по доверенности Юршиной Ю.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.