Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Гедыгушева М.И.,
судей Турлаева В.Н., Калединой Е.Г.,
при секретаре ФИО4-М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя В.Е. Вовк на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 марта 2015 года по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности демонтировать рекламные конструкции,
заслушав доклад судьи Гедыгушева М.И.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности демонтировать рекламные конструкции, в котором просил суд обязать Комитет градостроительства Администрации г. Ставрополя в течении одного месяца со дня вынесения судебного решения демонтировать рекламную конструкцию, установленную с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003 по адресу: г. ... , пересечение ул. ... и ул. ... , собственником которой является ИП "Федоров А.М." срок разрешения на эксплуатацию которого истек ... года.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 марта 2015 года в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности демонтировать рекламные конструкции судом было отказано.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Промышленного района г. Ставрополя просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции при вынесении решения не принял во внимание существенные обстоятельства, имеющие значение для дела. В частности обстоятельства того, что с ... года эксплуатация рекламной конструкции является незаконной, поскольку разрешение на установку и эксплуатацию N ... от ... рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. ... , пересечение ул. ... и ул ... , истекло ... Обязанность по демонтажу рекламной конструкции возлагается на комитет градостроительства Администрации г. Ставрополя, поскольку собственник - ИП Федоров А.М" не исполнил предписание, в добровольном порядке демонтаж не осуществил. Более того, рекламная конструкция установлена с нарушением требований ГОСТ Р 52044-2003.
Судебная коллегия считает, что данные доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания, а решение суда подлежит отмене в апелляционном порядке в соответствии со ст. 330 ГПК РФ.
Из материалов дела усматривается, что прокурор обратился в суд с иском о возложении обязанности на комитет градостроительства Администрации г. Ставрополя в течении одного месяца со дня вынесения судебного решения демонтировать рекламную конструкцию, установленную с нарушением требований ГОСТа Р 52044- 2003 по адресу: г. ... , пересечение ул. ... и ... , собственником которой является Федоров А.М.", срок разрешения на эксплуатацию которого истек ... года.
Отказывая прокурору в удовлетворении указанных исковых требований, суд первой инстанции указал, что рекламные конструкции на улицах г. ... по ул. ... - ул. ... установлены в соответствии с разрешениями, выданными соответствующим управомоченным органом - комитетом градостроительства Администрации г. Ставрополя и согласовано с УГИБДД ГУ МВД России по СК. Оснований полагать, что рекламные конструкции установлены ответчиком самовольно либо в нарушение законодательных норм, не имеется.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться нельзя, поскольку они сделаны в нарушение норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
Так, отношения, возникающие в процессе размещения наружной рекламы, регулируются Федеральным законом от 13.02.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (деле также - Закон о рекламе).
В пункте 3 части 4 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Закона о рекламе нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с пунктами 5, 9, 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Пунктом 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требованиях к средствам наружной рекламы. Правила размещения" установлено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах.
Пунктом 9 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (п. 10 ст. 19 Закона о рекламе).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе, защиты жизни или здоровья граждан.
Судебной коллегией установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
В настоящее время в г. ... отсутствует схема размещения рекламных конструкций, утвержденная органами местного самоуправления, к действующим правоотношениям применяется ранее действующий порядок размещения рекламных конструкций.
При этом с 1 января 2014 года выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций.
Администрацией города Ставрополя схема размещения рекламных конструкций не утверждена, в силу закона выдача разрешений на установку конструкций запрещена и к правоотношениям применяются ранее действующее законодательство.
Проведенной прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя проверкой установлено, что по адресу: г. ... , пересечение ул. ... и ул. ... , с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003 установлены рекламные конструкции.
Срок разрешения на установку и эксплуатацию N ... от ... года вышеуказанной рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. ... , пересечение ... и ул. ... , истек ... года.
С ... года эксплуатация рекламной конструкции является незаконной, а владелец демонтаж конструкции до настоящего времени не осуществили, что свидетельствует об отсутствии добровольных намерений для совершения указанных действий.
Оценив все представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, исходя из конкретных обстоятельств дела, вышеприведенных норм законодательства, регулирующих спорные правоотношения, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя об обязании комитета градостроительства Администрации г. Ставрополя демонтировать рекламную конструкцию, поскольку разрешение на ее установку истек, размещение спорной рекламной конструкции не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, которые для достижения целей обеспечения безопасности дорожного движения и охраны жизни и здоровья граждан являются обязательными для применения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции как не соответствующего требованиям ст. 195 ГПК РФ с вынесением нового решения, которым следует удовлетворить исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 26 марта 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к комитету градостроительства администрации г. Ставрополя о возложении обязанности демонтировать рекламные конструкции удовлетворить.
Обязать Комитет градостроительства Администрации г. Ставрополя в течении 1 (одного) месяца со дня вступления в законную силу судебного решения демонтировать рекламную конструкцию, установленную с нарушением требований ГОСТа Р 52044-2003 по адресу: г. ... , пересечение ул. ... и ... , собственником которой является индивидуальный предприниматель "Фёдоров А.М" срок разрешения на эксплуатацию которого истек ... года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.