Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей: Свечниковой Н.Г., Бостанова Ш.А.,
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ, апелляционную жалобу представителя ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО"
на решение Буденновского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО3 к Министерству обороны РФ о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
заслушав доклад судьи ФИО5,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 был выдан ордер N на право занятия "адрес" микрорайона "Северный" "адрес". В ордере, в качестве членов его семьи указаны: жена - ФИО3 -1954 г.р., дочь - ФИО1 - "данные изъяты"., сын - ФИО2 - "данные изъяты".р. В квартире зарегистрирована ФИО3. Сняты с регистрационного учета ФИО2, ФИО4, ФИО1 Собственником квартиры является Министерство обороны Российской Федерации.
Брак между ФИО4 и ФИО3 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Буденновского городского суда.
С момента вселения в квартиру она продолжает проживать в спорной квартире.
ДД.ММ.ГГГГ между Буденновской КЭЧ района через уполномоченный орган с ФИО3 был заключен договор найма N "данные изъяты".
В настоящее время истица решила приватизировать занимаемую квартиру.
ФИО3 обратилась к руководителю ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны Российской Федерации с заявлением о даче разрешения на приватизацию по договору найма квартиры. Однако ответа на свое заявление не получила.
Так же она обратилась в ФГКУ "Югрегионжилье" Министерства Обороны Российской Федерации с заявлением о даче разрешения на приватизацию предоставленной ФИО4 и членам его семьи по договору найма квартиры. Однако ответа на заявление не получила.
Просит признать за ней право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес" на условиях социального найма и признать за ней право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
Решением Буденновского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО3 удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, представителем Министерства обороны РФ подана апелляционная жалоба, в которой считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что с ФИО3 был заключен договор найма служебного помещения. Ранее спорная квартиры была предоставлена по ордеру бывшему супругу ФИО3, который являлся военнослужащим. Служебные помещения не подлежат приватизации. Просит решение суда отменить.
Представителем ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" также подана апелляционная жалоба, в которой указывает, что спорное жилое помещение было ранее предоставлено в обеспечение социальных гарантий военнослужащему ФИО4 Истица с 2002 года не является членом семьи военнослужащего, и не имеет законных оснований для получения спорного жилья в собственность в порядке приватизации. Просит решение суда отменить.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель ФИО3 считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционных жалоб.
В суд апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ, представитель ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО", ФИО3 и ее представитель, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действующего до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставлялись не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу. Положения указанной статьи также определяли, что указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития; в течение этого срока за ними и членами их семей сохранялось право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу; они не могли быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу; при продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставлялись жилые помещения на общих основаниях.
Как следует из материалов дела, на основании выданного ФИО4 КЭЧ "адрес" Северо-Кавказского военного округа ордера N от ДД.ММ.ГГГГ на состав семьи: жена - ФИО3 - "данные изъяты"., дочь - ФИО1 - "данные изъяты"р., сын - ФИО2 - "данные изъяты" г.р., была предоставлена трехкомнатная квартира, площадью "данные изъяты" кв.м., по адресу: "адрес", микрорайон "Северный", "адрес".
Согласно справки военного комиссариата "адрес" от 25.07.2008г., ФИО4 проходил военную службу в ВС СССР и РФ в период с 30.07.74г. по 14.10.1996г.
Согласно свидетельству о расторжении брака "данные изъяты", брак между ФИО4 и ФИО3 прекращен ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Буденновского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ г., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о расторжении брака N "данные изъяты".
Выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ г., выданной Буденновским РЭР ОАО "Славянка", подтверждается, что в "адрес" микрорайона "Северный" "адрес" ФИО3 постоянно зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ
Сын - ФИО2 снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ
Бывший муж - ФИО4 снят с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ
Дочь ФИО1 снята с регистрационного учета с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справки N от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО3 проживает по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес" производит оплату коммунальных услуг по месту регистрации, задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеет.
Согласно выписки из лицевого счета N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 проживает по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес". В данной квартире зарегистрирован 1 человек, задолженности по оплате за проживание и коммунальные услуги по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не имеет.
Согласно акта-согласования от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 использует общую и жилую площадь, и занимает всю площадь квартиры.
ДД.ММ.ГГГГ между Буденновской КЭЧ района и ФИО3 был заключен договор найма жилого помещения в домах МО РФ N "данные изъяты", согласно условий которого Буденновская КЭЧ района предоставила ФИО3 трехкомнатная квартира, общей площадью "данные изъяты" кв. м., расположенная по адресу: "адрес", микрорайон "Северный", "адрес".
В пункте 1.1 указанного договора указано, что квартира передается нанимателю и членам его семьи на период переоформления.
Удовлетворяя исковые требования ФИО3, суд исходил из ничтожности договора найма служебного жилого помещения в домах МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ г., а также из того, что истица проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, поскольку отсутствуют доказательства того, что на момент предоставления вышеуказанной квартиры ее супругу ФИО4 она в установленном законом порядке была отнесена к специализированному жилищному фонду.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
В силу части 12 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов находится у них на правах хозяйственное ведения или оперативного управления.
На основании подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1082 Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению военного строительства в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ N 1592 поручено Правительству Российской Федерации в целях приведения процесса военного строительства в Российской Федерации в соответствие с реальной социально- экономической и военно-политической обстановкой в государстве в срок до ДД.ММ.ГГГГ передать объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований (за исключением объектов социальной инфраструктуры закрытых военных городков, не имеющих органов местного самоуправления), находящиеся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
Во исполнение названного Указа Президента принято Постановление Правительства Российской Федерации N 1131 от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшее до 14.07.2006) "О передаче находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность", которым предусмотрена возможность передачи объектов социальной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе жилищного фонда (социального использования), находящихся в федеральной собственности в муниципальную собственность.
Перечни объектов социальной инфраструктуры, подлежащих передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность, составляются органами субъектов Российской Федерации по управлению имуществом по представлению органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, согласованному с органами местного самоуправления.
В отношении спорного жилого помещения указанные обстоятельства отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о приватизации государственного и муниципального имущества.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 4 названного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.
Следовательно, в силу прямого указания в законе, с учетом особого статуса служебного жилого помещения, разрешение вопроса о передаче его в собственность граждан зависит от волеизъявления собственника служебного жилого помещения.
При этом вопрос о том, является ли спорное жилое помещение служебным, решается в силу статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 752-р был утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В указанный перечень были включены и военные городки N и "данные изъяты", расположенные в "адрес" края.
Распоряжением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 147-р военные городки N и "данные изъяты" "адрес", были исключены из перечня закрытых военных городков.
Согласно Постановления главы "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ N 103-п квартира, расположенная по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес" признана служебной, освобождаемая за выездом.
Принимая во внимание положения статей 101 и 104 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорной квартиры, статей 92, 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, а равно то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, было предоставлено в закрытом военном городке в "адрес" военнослужащему и членам его семьи, следовательно, является служебным и могло быть предоставлено ФИО4 и членам его семьи только на условиях найма служебного жилого помещения, то судебная коллегия полагает, что вывод суда об использовании ФИО3 жилого помещения на условиях договора социального найма является ошибочным, не основанным на материалах дела и требованиях закона.
В нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не было представлено доказательств того, что спорное жилое помещение на момент заключения вышеуказанного договора найма служебного жилого помещения от 16.03.2006г. имело иной статус и предоставлялось на условиях договора социального найма в порядке, предусмотренном ст. ст. 60, 63 ЖК РФ.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, ФИО3 на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена супругу истице во временное пользование на время трудовых отношений с войсковой частью, на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ на право занятия квартиры.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, а также то, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, предоставлено фактически ФИО4 и членам его семьи в 1995 году в военном городке, который впоследствии был включен в перечень закрытых военных городков и на момент заключения договора служебного помещения с ФИО3 в 2006 году не был исключен из указанного перечня, следовательно, является служебным и могло быть предоставлено только на условиях найма служебного жилого помещения, судебная коллегия полагает, что вывод суда об использовании истцом жилого помещения на условиях договора социального найма является ошибочным, не основан на материалах дела и требованиях закона.
При этом то обстоятельство, что спорное жилое помещение в настоящее время находится на территории открытого военного городка, в связи с исключением его из перечня закрытых военных городков, не свидетельствует об изменении правового статуса жилого помещения, а других доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорной квартиры, а также о наличии решения собственника на отчуждение квартиры в порядке приватизации, не представлено.
Кроме того, истица не является военнослужащим, которого Министерство обороны обязано обеспечить жилой площадью, не состоит на учете нуждающегося в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию
Обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала, иных граждан, не имеющих связи с Министерством обороны Российской Федерации, не является обязанностью Министерства обороны Российской Федерации, и такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации, за исключением случаев, когда жилые помещения предоставляются на основании договоров служебного найма на период работы в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации.
Каких-либо доказательств того, что жилая площадь была предоставлена ФИО3 в порядке, предусмотренном ст. 49 ЖК РФ, для постоянного проживания по договору социального найма, и что она в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по какому-либо основанию, не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
Само по себе предоставление в пользование истице спорной квартиры за плату, не свидетельствует о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в связи с признанием ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то, что доказательств, свидетельствующих о предоставлении истице спорного жилого помещения на условиях договора социального найма, что в силу приведенных выше норм права является одним из обязательных условий для предоставления жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, ФИО3 не представлено, отсутствуют в материалах дела и сведения о том, что спорная квартира относится к муниципальному жилому фонду, судебная коллегия полагает необходимым отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес", поскольку оснований для передачи в собственность спорной квартиры в порядке приватизации не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ - отменить.
Постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО3 к Министерству обороны РФ о признании за ФИО3 право пользования квартирой, расположенной по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес" на условиях социального найма; признании за ФИО3 права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", мкр. Северный, "адрес"; прекращении права собственности Российской Федерации на "адрес" микрорайона "Северный" "адрес" - отказать.
Апелляционные жалобы представителя Министерства обороны РФ, представителя ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.