Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Быстрова О.В.,
судей: Свечниковой Н.Г., Бостанова Ш.А.,
при секретаре судебного заседания Кофановой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1
на решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к министерству строительства и архитектуры "адрес", администрации "адрес" о включении в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском министерству строительства и архитектуры Ставропольского каря (далее - Минстрой СК) о включении в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья, мотивировав свои требования тем, что его многодетная семья, на основании поданного ДД.ММ.ГГГГ заявления, постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании молодой семьей участниками ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" признана участником программы.
До настоящего времени, уже более шести лет, по причине бездействия администрации "адрес", Минстроя СК они не могут реализовать свое право на получение социальной выплаты.
В своих письмах администрация "адрес" в лице комитета городского хозяйства (письмо N от 10.11.2014) и Минстрой СК (письмо N от 12.11.2014) указали, что его семья утратила право на получение социальной выплаты в связи с достижением его супругой ДД.ММ.ГГГГ возраста 36 лет.
Истец считает, что наступление предельного возраста для получения социальной выплаты до этого получения стало результатом многолетнего бездействия ответчиков.
Просит суд обязать Минстрой СК включить его молодую многодетную семью в списки молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках реализации программы, "Обеспечение жильем молодых семей"; предоставить в соответствии с вышеуказанными списками социальную выплату (выдать свидетельство, удостоверяющее право молодой семьи на получение социальной выплаты); обязать администрацию "адрес" повторно (при необходимости) сформировать списки молодых семей для получения социальной выплаты, в которые включить его семью и направить эти списки в орган исполнительной власти на утверждение.
Решением Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой указывает на незаконность и необоснованность судебного акта. Считает, что судом нарушены нормы материального права. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика администрации "адрес" считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В судебное заседание представители ответчиков, будучи надлежащим образом уведомленные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании ФИО1 настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила).
Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - социальная выплата, строительство индивидуального жилого дома), а также использования таких выплат (п. 1).
В соответствии с названными Правилами правом формирования списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей-участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ (п. п. 4, 17, 20, 21).
В силу положений п. п. 22 - 24 Правил орган исполнительной власти субъекта РФ, на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта РФ государственному заказчику подпрограммы в установленные сроки (п. 22).
После определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 23).
Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней с даты утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления лимиты бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетом, и выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (п. 24).
В соответствии с пп. "а" п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Согласно пп. "а" п. 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил.
Аналогичные условия, предъявляемые к участникам подпрограммы, а также основания к отказу в признании семьи участником подпрограммы содержались и в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (п. 5 и 18).
Таким образом, участником, как предыдущей подпрограммы, так и подпрограммы на 2011 - 2015 годы могла быть молодая семья, если возраст каждого из супругов или одного из родителей в неполной семье не превышал 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение одним из супругов или родителем в неполной семье возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с п. 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 году не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте одного из супругов или одного родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей подпрограммы федеральной программы "Жилище на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 обратился в администрацию "адрес" с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы его молодую семью в составе: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., его супруги ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., детей ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Постановлением Главы "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 "данные изъяты"., и его состав семьи ФИО6, "данные изъяты" сын ФИО7 "данные изъяты" дочь ФИО8 "данные изъяты" сын ФИО7 "данные изъяты" признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О признании молодой семьей участниками ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2011-2012 годы" семья истца ФИО1 признана участником программы.
ДД.ММ.ГГГГ администрация "адрес" направила в Минстрой СК список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, включив в него семью ФИО10.
ДД.ММ.ГГГГ Минстрой СК утвердил список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, в который семья ФИО1 не была включена, по причине достижения ФИО6 возраста 36 лет.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2.3.2 подраздела 2.3 раздела 2 программы 2012 - 2015 предусмотрено, что в случае, если на день утверждения министерством списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году одному из супругов (обоим супругам) молодой семьи исполняется 36 лет, данная семья не подлежит включению в указанный список как не соответствующая требованиям, установленным абзацем вторым подпункта 6 пункта 2.3.1 подраздела 2.3 раздела 2 программы.
Учитывая, что супруга истца - ФИО6 на момент формирования и утверждения Министерством строительства и архитектуры "адрес" сводных списков перестала соответствовать критериям (условиям), предъявляемым к участникам подпрограммы, и уже не могла быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку ее возраст превысил 35 лет (включительно), судебная коллегия находит, что семья истца обоснованно не была включена в список участников подпрограммы с правом получения социальной выплаты в 2014 году.
Само по себе то обстоятельство, что семья ФИО10 была включена в список семей участников программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы в целях предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, не означает, что данная семья обладает безусловным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья, в том числе и после достижения возраста 36 лет. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Утверждение заявителя в апелляционной жалобе о том, что на момент подачи заявления его семья отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствие с условиями подпрограммы, утратила по достижении ФИО6 возраста, превышающего 35 лет.
Нарушений прав семьи ФИО10, в том числе, права на жилище и получение государственной поддержки в решении жилищной проблемы, по вине ответчика допущено не было, довод жалобы о нарушении конституционных прав семьи заявителя является необоснованным, опровергается материалами гражданского дела.
Помимо этого, судебная коллегия учитывает то обстоятельство, что оспариваемые действия министерства не исключают возможности улучшения жилищных условий в соответствие с иными действующими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, помимо подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", критериям дальнейшего участия в которой в настоящее время семья заявителя не отвечает.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом норм права, регулирующих возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.