Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А., Брянского В.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя М.
на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 06 мая 2015 года
по делу по исковому заявлению прокурора Промышленного района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Ставрополя и комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г, Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по предоставлению квартир " ... "в г. Ставрополе гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя принять меры к обмену квартир " ... " в г. Ставрополе на жилые помещения меньшей площадью в целях предоставления указанных квартир гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Промышленного района города Ставрополя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Ставрополя и комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя о признании незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по предоставлению квартир " ... " в г. Ставрополе гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязании администрацию г. Ставрополя, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя принять меры к обмену квартир " ... "в г. Ставрополе на жилые помещения меньшей площадью в целях предоставления указанных квартир гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Указал, что в рамках действовавшей муниципальной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года" из государственной собственности в муниципальную собственность города Ставрополя передана 21 квартира в жилом доме по переулку " ... " на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 17Л 0.2007 N 315-рп.
Квартиры " ... "имеют общую площадь " ... "кв.м., двухуровневые, расположены на 5 и мансардном этажах, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г. Ставрополь.
Согласно решению Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 N 184(сизм. от 25.04.2012 N 209) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе установлена в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Указанные жилые помещения имеют общую площадь " ... ". Соответственно, для предоставления данных квартир в установленном законодательством порядке гражданам, состоящим на жилищном учете в администрации города Ставрополя, необходимы семьи, имеющие в своем составе от 9 до 12 человек.
Ссылается на то, что администрацией г. Ставрополя на протяжении длительного периода времени - с 2007 г., в нарушение требований ст. 215 ГК РФ, ч. 1 ст. 51 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не принимаются меры по эффективному использованию муниципального имущества, обмену названных квартир на жилые помещения меньшей площадью и предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе молодым семьям, военнослужащим и т.д.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района 30.10.2014 г. в адрес главы администрации г. Ставрополя " ... "внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Однако, согласно поступившему из администрации г. Ставрополя ответу от 22.12.2014 г. следует, что администрацией г. Ставрополя до настоящего времени мер по устранению выявленных нарушений не принимается.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 06 мая 2015 года исковые требования прокурора Промышленного района города Ставрополя удовлетворены частично.
Признано незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по предоставлению квартир " ... " в г. Ставрополе гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность принять меры к обмену квартир " ... " в г. Ставрополе на жилые помещения меньшей площадью в целях предоставления указанных квартир гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В удовлетворении этих же требований к комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя - отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя М. указывает, что решение вынесено с нарушением норм материального права, неправильно определены обстоятельства дела, имеющие значение для дела. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители администрации города Ставрополя, Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллеги, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Л. о законности постановленного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой Промышленного района города Ставрополя проведена проверка по обращению П. о нарушении жилищного законодательства, выразившегося в не заселении жилых помещений " ... "в г. Ставрополе.
Установлено, что в рамках действовавшей муниципальной целевой программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в городе Ставрополе на 2004-2005 годы и на период до 2010 года" (далее - Программа) из государственной собственности в муниципальную собственность города Ставрополя передана 21 квартира в жилом доме по переулку " ... ", в том числе и квартиры " ... "на основании распоряжения Правительства Ставропольского края от 17.10.2007 N315-рп.
Квартиры NN " ... " имеют общую площадь " ... "., двухуровневые, расположены на 5 и мансардном этажах, принадлежат на праве собственности муниципальному образованию г. Ставрополь.
В соответствии со статьей 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением из аварийного и подлежащего сносу, непригодного для постоянного проживания жилищного фонда другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. При переселении граждан в рамках Программы в реестре ветхого, аварийного и непригодного для постоянного проживания граждан не значилось жилое помещение, равнозначное по площади и количеству комнат указанным квартирам.
Согласно решению Ставропольской городской Думы от 30.11.2005 N 184 (с изм. от 25.04.2012 N 209) норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Ставрополе установлена в размере не менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи. Указанные жилые помещения имеют общую площадь " ... ". Соответственно, для предоставления данных квартир в установленном законодательством порядке гражданам, состоящим на жилищном учете в администрации города Ставрополя, необходимы семьи, имеющие в своем составе от 9 до 12 человек.
Согласно п. 1.2 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 28.10.2009 N 120, комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ставрополя, уполномоченным осуществлять в пределах своей компетенции управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Ставрополя.
В соответствии со ст. 215 Гражданского кодекса РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 51 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции правильно исходил из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что администрацией г. Ставрополя на протяжении длительного периода времени - с 2007 г., в нарушение требований ст. 215 ГК РФ, ч. 1 ст. 51 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не принимаются меры по эффективному использованию муниципального имущества, обмену названных квартир на жилые помещения меньшей площадью и предоставление гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе молодым семьям, военнослужащим и т.д.
Доводы апелляционной жалобы представителя администрации города Ставрополя о том, что, что разработан план мероприятий по обмену жилых помещений, по которому осуществляются определенные действия, связанные с обменом жилых помещений являлись предметом оценки суда первой инстанции. Судом установлено, что квартиры " ... "выделены на основании распоряжения Правительства Ставропольского края в муниципальную собственность в 2007 году. Право собственности зарегистрировано в декабре 2007 года. То есть в период с 2007 года и по момент внесения прокурором представления муниципальным образованием города Ставрополя не принималось никаких мер к обмену жилья и квартиры фактически не используются.
Тот факт, что квартира " ... "предложена " ... ". и с ним готовится пакет документов для заключения и регистрации договора мены на квартиру " ... "не свидетельствует о том, что администрация города Ставрополя не бездействует, так как данные действия начали приниматься в процессе рассмотрения гражданского дела по существу.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно и обоснованно пришел к выводу, что требования прокурора к муниципальному образованию города Ставрополя в лице администрации города Ставрополя подлежат удовлетворению, так как необходимые и своевременные меры по устранению допущенных нарушений не принимались.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права без учета системной связи нормативных законоположений и не могут служить поводом для ее удовлетворения.
Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 06 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.