Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе: председательствующего судьи Кустовой С.В.,
судей Жельнио Е.С., Дорожкиной О.Б.,
при секретаре Чирковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 августа 2015 года гражданское дело по иску Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к Зыковой И. А., Зыкову В. А. о возложении обязанности заключить договор социального найма, по апелляционной жалобе представителя истца на решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2015 года, заслушав доклад судьи Жельнио Е.С.,
УСТАНОВИЛА:
Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края обратилась в суд с иском к Зыковой И.А., Зыкову В.А. о возложении обязанности заключить договор социального найма жилого дома N по "адрес" и вселиться в указанное жилое помещение, в обоснование указав, что в связи с затоплением при наводнении занимаемого ответчиками жилого дома N по "адрес", данное строение признано непригодным для проживания. По обращению ответчиков о предоставлении меры социальной поддержки в виде строительства жилья было построено спорное жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма. Ответчики отказываются освобождать ранее занимаемое жилое помещение и вселяться в новое.
В ходе судебного разбирательства представитель истца исковые требования изменил, просил возложить на ответчиков обязанность заключить договор социального найма в отношении дома N по "адрес".
Ответчики исковые требования не признали, указав, что пострадавший дом, надворные постройки и земельный участок восстановлены ими собственными силами, необходимость в переезде в построенный дом отсутствует. Новый дом построен не по проекту и меньшей площадью, необоснованно исключена из состава семьи внучка ФИО1, об указанных изменениях их не уведомили. Отопление в новом доме энергозатратное, при существующих отключениях электричества в холодное время года он не пригоден для проживания.
Решением Ульчского районного суда Хабаровского края от 12.05.2015 года Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит отменить решение суда как незаконное и принять новое об удовлетворении иска, ссылаясь на необоснованность выводов суда об отсутствии у ответчиков, взятых на себя обязательств по освобождению занимаемого жилого дома и заключению договора социального найма в отношении построенного жилого помещения, поскольку Зыковы обратились с заявлением о предоставлении им, как пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения на территории Ульчского района в 2013 году, меры социальной поддержки в виде строительства жилого дома в "адрес", были ознакомлены с порядком и условиями получения меры социальной поддержки и обязались их выполнять. Площадь построенного дома соответствует нормам предоставления, жилое помещение соответствует установленным требованиям, введено в эксплуатацию.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчики просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены, их неявка разбирательству дела не препятствует.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит его подлежащим отмене с принятием нового решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, жилой дом N по "адрес", в котором проживают Зыковы, находился в зоне затопления и заключением межведомственной комиссии от 09.10.2013 года признан непригодным для проживания.
Зыкова И.А. обратилась в КГКУ Центр социальной поддержки населения, Администрацию Ульчского муниципального района с заявлением о включении ее и членов ее семьи (мужа Зыкова В.А. и внучки ФИО1, выразивших согласие с заявлением, порядком и условиями предоставления мер социальной поддержки) в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате ЧС, на предоставление меры социальной поддержки в форме предоставления жилого помещения - строительства жилого дома в "адрес".
На основании постановления Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 23.12.2013 года N ответчики включены в список граждан РФ, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, для предоставления меры социальной поддержки составом семьи два человека в форме предоставления жилого помещения общей площадью 42 кв.м.
В соответствии с муниципальным контрактом за счет средств краевого бюджета построен и введен в эксплуатацию объект "Группа жилых домов в "адрес" - 30 индивидуальных жилых домов. Построенным жилым домам присвоены адреса, они приняты в муниципальную собственность, произведено распределение жилых помещений, утверждены списки для заключения договоров социального найма, в том числе Зыковым - жилой дом N по "адрес" (каркасно-засыпной одноэтажный общей площадью 44,2 кв.м, жилой - 22 кв.м), расположенный на земельном участке с кадастровым номером N.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию получено 28.08.2014 года, по заключению от 28.08.2014 года построенный объект соответствует требованиям технических регламентов и готов к вводу в эксплуатацию.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст.ст.18, 27, 40, 45, 55 Конституции РФ, ст.29 ФКЗ от 30.05.2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", ст.ст.15, 57, 60, 85, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, ст.ст.420-421 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.ст.56, 68 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст.18 ФЗ от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.1 Закона РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Указа Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области", Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам указанных в Указе Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 года N 923, Постановления Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 N 347-пр "О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр", Постановления Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 года N 406-пр "О создании и использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края", и исходил из того, что в силу действующего законодательства граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Предусмотренные законом основания для возложения на ответчиков обязанности заключить договор социального найма в отношении спорного жилого помещения общей площадью 44,2 кв.м взамен утраченного жилого дома общей площадью 47,8 кв.м и жилой 34,4 кв.м, отсутствуют. Достаточных допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики взяли на себя обязательства освободить занимаемое жилое помещение и вселиться в построенный дом, не представлено.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Распоряжением Правительства Хабаровского края 19.08.2013 N 597-рп на территории Хабаровского края в границах Ульчского муниципального района с 20.08.2013 года был введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно п.1 ст.18 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 года N 923 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Согласно п.п.1.4, 6 Правил - трансферты предоставляются субъектам Российской Федерации на реализацию мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате наводнения, постоянно проживающих в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющих другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и постоянно проживающих в этих жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации. Факт проживания граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, подтверждается регистрацией по месту жительства в данных жилых помещениях по состоянию на день объявления чрезвычайной ситуации либо устанавливается в соответствии с действующим законодательством РФ в судебном порядке.
В целях реализации Указа Президента РФ от 31.08.2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" и постановления Правительства РФ от 12.10.2013 года N 923 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 г.г. Правительством Хабаровского края принято постановление N 347-пр, которым внесены изменения в государственную целевую программу Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденную Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр.
Согласно Порядка предоставления мер социальной поддержки в форме предоставления жилых помещений гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года в Приложении N 15 к Государственной программе Хабаровского края "Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае", утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 года N 205-пр - право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на день объявления чрезвычайной ситуации в жилом помещении, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания: собственники (сособственники) утраченных жилых помещений и (или) члены их семьи, наниматели утраченных жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, предоставленных им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения и (или) члены их семьи. Мера поддержки предоставляется указанным гражданам однократно и в отношении одного жилого помещения. Под утраченным жильем понимается жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, а также бесхозяйное жилое помещение, признанное непригодным для проживания либо расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченное в результате гибели в результате чрезвычайной ситуации.
Пунктом 6.2.9 Порядка предусмотрено, что предоставление мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе - сентябре 2013 года (далее - пострадавшие граждане), реализуется в форме: предоставления по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в краевой государственной собственности, путем строительства или приобретения жилых помещений и их дальнейшего предоставления пострадавшим гражданам; предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья; предоставления выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений.
Предоставление мер социальной поддержки пострадавшим гражданам, проживавшим в утраченных или поврежденных жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещениях, реализуется органами местного самоуправления за счет средств иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, и на цели строительства или приобретения жилых помещений взамен утраченного жилья, находившегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений. Предоставление жилых помещений путем их строительства осуществляется в населенных пунктах края на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Граждане информируются государственным заказчиком о необходимости явки и подписания акта приема-передачи соответствующего жилого помещения в течение 10 дней с даты получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, мера поддержки считается предоставленной гражданам с момента подписания акта приема-передачи.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что на момент объявления режима чрезвычайной ситуации отсутствовало зарегистрированное право собственности на занимаемый Зыковыми жилой дом N по "адрес", в котором они зарегистрированы по месту жительства, Зыкова И.А. и член ее семьи Зыков В.А. будучи свободны в реализации своих прав, выразили согласие на предоставление мер социальной поддержки в виде строительства жилого дома в "адрес" и до момента заключения государственного контракта не заявляли о ее изменении, принимая во внимание, что истцом обязательства исполнены и мера социальной поддержки предоставлена путем строительства жилого дома, имеющего специальный правовой режим, судебная коллегия полагает необходимым обязать ответчиков заключить с администрацией Ульчского муниципального района Хабаровского края договор социального найма жилого помещения, расположенного по "адрес".
Доводы ответчиков о том, что занимаемое ими жилое помещение по "адрес" отремонтировано и пригодно для проживания, а новый дом не соответствует проекту и установленным требованиям достаточными допустимыми доказательствами не подтверждены.
Согласно акта от 09.10.2013 года в ходе обследования жилого помещения была установлена высокая степень аварийности разрушенных несущих конструкций дома N по "адрес", представляющего в силу общего аварийного состояния и нецелесообразности восстановительного ремонта реальную опасность для жизни людей, и непригодность его для проживания. Доказательств, свидетельствующих об устранении угрозы проживания, ответчиками не представлено.
Доводы ответчиков о том, что новый дом меньшей площади, не учитывает права их внучки ФИО1 и имеет энергозатратное отопление основанием к отказу в удовлетворении заявленного иска являться не могут.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по "адрес", иных доказательств, свидетельствующих о ее постоянном проживании с ответчиками в занимаемом ими на момент объявления режима ЧС жилом помещении, не представлено. Площадь предоставляемого жилого помещения соответствует норме предоставления в качестве меры социальной поддержки, установленной для двоих человек.
Жилое помещение по "адрес" введено в эксплуатацию, соответствует санитарным и техническим требованиям, что подтверждается материалами дела. При выявлении в процессе эксплуатации жилого дома нарушений технологии строительства, несоответствия конструкции строения проектной документации, и иных нарушений, ответчики вправе требовать от собственника жилого помещения их устранения.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ульчского районного суда Хабаровского края от 12 мая 2015 года по иску Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края к Зыковой И. А., Зыкову В. А. о возложении обязанности заключить договор социального найма отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
Возложить на Зыкову И. А., Зыкова В. А. обязанность заключить договор социального найма в отношении жилого помещения - жилого дома N по "адрес".
Председательствующий судья С.В. Кустова
Судьи Е.С. Жельнио
О.Б. Дорожкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.