Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа N (МБОУ ООШ N) ФИО1 на решение Советского районного суда г. Самары от 20.03.2015 года и решение судьи Самарского областного суда от 04.06.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлениями заместителя главного государственного инспектора "данные изъяты" по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности "данные изъяты" N от 11.07.2014 года МБОУ ООШ N признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ (допущенных по "адрес"), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей за каждое правонарушение: по ч.1 за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ; по части 3 за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, и первичным средствам пожаротушения, требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; по части 4 за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Решением Советского районного суда г. Самары от 20.03.2015 года постановления заместителя главного государственного инспектора "данные изъяты" по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности "данные изъяты" от N от 11.07.2014 года изменены - размер назначенного административного штрафа снижен до 75 000 рублей по каждому постановлению, в остальной части постановления оставлены без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 04.06.2015 года решение Советского районного суда г. Самары от 20.03.2015 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе директор МБОУ ООШ N ФИО1 указала: на отсутствие у МБОУ ООШ N возможности устранить нарушения требований пожарной безопасности в связи с отсутствием финансирования из бюджета "данные изъяты" как бюджетного учреждения; несколько нарушений требований пожарной безопасности обусловлены постройкой здания в 1968 г. по нормам, действовавшим до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; обязанность по приведению здания в соответствие с действующими требованиями пожарной безопасности лежит на его собственнике; орган пожарного надзора должен доказать, что используемый для отделки материал в эвакуационных путях не соответствует определенному классу пожарной опасности; административное наказание назначено без учета смягчающих обстоятельств - устранение большей части выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которые выявлены впервые. В связи с изложенным, просит состоявшиеся судебные решения отменить с направлением административного дела на новое рассмотрение в районный суд.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, нахожу, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии со ст.20.4 КОАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ (часть 1), нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения (часть 3), а также нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4) влекут административную ответственность.
Согласно ч.2 ст.37 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года (в редакции Федерального закона от 12.03.2014 года N 27-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу ст.38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в числе прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
Как следует из материалов дела, 30.04.2014 года в помещениях и на территории МБОУ ООШ N по "адрес", выявлены нарушения требований пожарной безопасности: планы эвакуации людей из здания не соответствуют требованиям нормативных документов по пожарной безопасности (выполнены не в фотолюминесцентном исполнении); расстояние от лестницы 3-го типа до оконных проемов менее 1 м.; эвакуационная лестница 3-го типа имеет ограждение менее 1,2 м.; помещения различного функционального назначения не отделены друг от друга в соответствии с требованиями нормативных документов, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ; электрические провода эксплуатируются с нарушением защитного слоя изоляции; допускается эксплуатация электросветильников без защитных плафонов, предусмотренных конструкцией светильников, за что предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ; уклон лестницы 3-го типа более 1:1; ширина проступи лестницы 3-го типа составляет менее 25 см.; из помещения спальни группы на 1 этаже отсутствует второй эвакуационный выход; в коридоре 1-го, 2-го этажа для покрытия пола применяются отделочные материалы (линолеум), не имеющие технической документации с содержанием информации о показателях пожарной опасности этих материалов; на путях эвакуации в коридоре 2-го этажа произведено изменение объемно-планировочного решения (заложена дверь эвакуационного выхода); отсутствуют системы автоматической пожарной защиты; на путях эвакуации допускается перепад высот (коридор 1-го этажа); на путях эвакуации установлены турникеты (основной эвакуационный выход), за что предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения МБОУ ООШ N административным органом к административной ответственности по чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Факт совершения МБОУ ООШ N административных правонарушений, предусмотренных чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, подтверждается представленными в материалах дела доказательствами, в частности: объяснениями директора МБОУ ООШ N ФИО1, признавшей вину учреждения и пояснив, что выявленные нарушения будут устранены по мере поступления финансовых средств, отраженных в постановлениях заместителя главного государственного инспектора "данные изъяты" по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности "данные изъяты" N от 11.07.2014 года (л.д.29-31, 32-34); уставом МБОУ ООШ N, в соответствии с п.14.3.4 которого школа обязана обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в том числе с возложением на директора школы полномочий по обеспечению выполнения требований санитарно-гигиенических и противопожарных требований (л.д.147, 151-152).
Нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в постановлениях заместителя главного государственного инспектора "данные изъяты" по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности "данные изъяты" N от 11.07.2014 года, представляют собой непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, находящихся в помещениях МБОУ ООШ N, в случае возникновения пожара могут повлечь тяжкие последствия.
Доводы жалобы директора МБОУ ООШ N ФИО1 о недостаточном финансировании бюджетного учреждения, а также о том, что здания МБОУ ООШ N построены в 1968 году, когда действовали другие нормы и правила пожарной безопасности, не являются основанием для освобождения МБОУ ООШ N от административной ответственности по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации. Следовательно, СНиП 21-01-97* подлежат применению как в процессе проектирования и строительства объекта, так и в ходе его эксплуатации.
Согласно пункту 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 1 октября 2003 года. В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. При этом соответствующие требования СНиП 21-01-97*, по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до введения в действие СНиП 21-01-97* данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиП 21-01-97* требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания (сооружения) а не в процессе его текущей эксплуатации.
Таким образом, учреждение, использующее здание, построенное до введения в действие СНиП 21-01-97*, не обязано вплоть до проведения реконструкции или капитального ремонта данного здания соблюдать требования СНиП 21-01-97*.
Из постановлений заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности "данные изъяты" от N от 11.07.2014 года усматривается, что МБОУ ООШ N привлечено к административной ответственности по чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ в том числе и за нарушение требований пожарной безопасности, не связанных с конструктивными изменениями зданий (помещений), носящие эксплуатационный характер, что не освобождает МБОУ ООШ N от административной ответственности по чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей, назначенное заместителем главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору, снижено судьей Советского районного суда г. Самары в соответствии с требованиями ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначено менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, и является справедливым.
Постановления заместителя главного государственного инспектора г.о. Самара по пожарному надзору - заместителя начальника отдела надзорной деятельности "данные изъяты" N от 11.07.2014 года, решение Советского районного суда г. Самары от 20.03.2015 года и решение судьи Самарского областного суда от 04.06.2015 года являются законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам, изложенным в жалобе, и направления дела на новое рассмотрение в районный суд не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, ст.30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Советского районного суда г. Самары от 20.03.2015 года и решение судьи Самарского областного суда от 04.06.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном чч.1,3,4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении МБОУ ООШ N оставить без изменения, надзорную жалобу директора МБОУ ООШ N ФИО1 без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда В.В. Кудинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.