Судья Алтайского краевого суда Мокрушина В.П., рассмотрев жалобу генерального директора ОАО "Бийский автовокзал" Перова А. Н. на решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 11 июня 2015 года по делу по жалобе генерального директора ОАО "Бийский автовокзал" Перова А. Н. на постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Зайцева В.И. *** от ДД.ММ.ГГ, которым
генеральный директор ОАО "Бийский автовокзал" Перов А. Н., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "адрес", зарегистрированный по адресу: "адрес",
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ N ***, составленному главным специалистом-экспертом отдела организации контроля и надзора в сфере здравоохранения территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю ФИО1, ДД.ММ.ГГ в *** час. в ходе проведения внеплановой выездной проверки ОАО "Бийский автовокзал" (далее - ОАО "Бийский автовокзал", Общество), проводимой с целью исполнения поручения заместителя председателя Правительства Российской Федерации (п.5 протокола совещания от 21 января 2015 года NОГ-П12-13пр) на основании приказа руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ N ***, установлено, что ОАО "Бийский автовокзал" по адресу: "адрес", в кабинете предрейсового осмотра допущено нарушение обязательных требований, предусмотренных ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", п.1 ст.4, ст.58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; п.п. 7, 12, 32, 42 приказа Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", выразившееся в следующем:
-на момент проверки в кабинете предрейсового осмотра в шкафу на полке с неотложной помощью совместно с другими лекарственными препаратами обнаружен лекарственный препарат с истекшим сроком годности - йод, раствор спиртовой 10мл -5%, серия ***, производства ЗАО " "данные изъяты"", - срок годности до ДД.ММ.ГГ;
- нарушены правила хранения и использования лекарственных препаратов - отсутствовал прибор для регистрации параметров воздуха в помещении, отсутствовал журнал (карта) регистрации параметров воздуха в данном кабинете;
- находившиеся в кабинете предрейсового осмотра лекарственные препараты хранились без контроля температурного режима: перекись водорода, 100 мл - 3%, раствор для местного и наружного применения, количество - 2 флакона, серия ***, производства ООО " "данные изъяты"" (хранить при температуре от 15?С до 25?С); хлоргексидина биглюконат 100 мл - 0,05%, раствор для наружного применения, количество 1 флакон, серия ***, производства "данные изъяты"(хранить при температуре от 2?С до 25?С).
Не соблюдение правил хранения лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке не гарантирует сохранение физико-химических свойств и качества лекарственных препаратов и, соответственно, эффективность и безопасность при их использовании. Нарушение правил хранения лекарственных препаратов нарушает права граждан на охрану здоровья в части обеспечения качественными безопасными лекарственными препаратами, представляет угрозу их жизни и здоровью.
Исполнительным органом ОАО "Бийский автовокзал" является генеральный директор Перов А.Н., который не принял соответствующих мер для соблюдения действующего законодательства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление, не согласившись с которым генеральный директор ОАО "Бийский автовокзал" Перов А.Н. обратился с жалобой в городской суд, просил постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что в ходе проверки им было указано на то, что лекарственные средства не являются собственностью автовокзала, а принадлежат лично ему, использовались им в связи с полученной травмой. Других лекарственных средств в кабинете предрейсового осмотра не имелось и не могло быть, поскольку обязанность по оказанию медицинской помощи на ОАО "Бийский автовокзал" не возложена и оказание медицинской помощи Общество не осуществляет. Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец. ОАО "Бийский автовокзал" ни к одной их указанных категорий не относится, в связи с чем не может быть субъектом указанного правонарушения.
Решением судьи Бийского городского суда Алтайского края от 11 июня 2015 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, Перов А.Н. просит решение отменить, указывая на необоснованность вывода судьи о наличии в его действиях состава вмененного правонарушения, ссылаясь на те же доводы, что и при подаче жалобы в городской суд.
В судебном заседании Перов А.Н. и его защитник Коростелева Л.Н. поддержали доводы жалобы.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к выводу об отмене решения судьи ввиду следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, являются лица, указанные в диспозиции данной нормы, в числе которых исполнитель - лицо, оказывающее какие-либо услуги.
Обществу вменено нарушение Правил хранения лекарственных препаратов, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила).
В силу п.п.28, 29 ст.4 Федерального закона 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" обращением лекарственных средств является, в частности, их хранение; к субъектам обращения лекарственных средств относятся физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств.
Статьей 58 этого же Федерального закона предусмотрено, что хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
Правила хранения лекарственных средств устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
В силу п.п.1 п.7 приказа Минздрава России от 11.03.2013 N 121н "Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях" при проведении медицинских осмотров организуются и выполняются следующие работы (услуги):
1) при проведении медицинских осмотров по:
медицинским осмотрам (предварительным, периодическим);
медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным);
медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым);
медицинским осмотрам (предсменным, послесменным);
медицинским осмотрам профилактическим.
Таким образом, проведение медицинских осмотров включает в себя только проведение медицинского осмотра, оказание других услуг медицинского характера при этом не производится.
Как следует из материалов дела, ОАО "Бийский автовокзал" выдана лицензия N *** от ДД.ММ.ГГ на осуществление медицинской помощи по номенклатуре работ и услуг: при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).
Согласно штатному расписанию Общества в нем предусмотрена должность фельдшера кабинета предрейсовых осмотров (2 единицы).
Факт обнаружения при проведении проверки Общества в кабинете предрейсового осмотра в шкафу на полке с неотложной помощью лекарственных препаратов: йода, перекиси водорода (2 флакона); хлоргексидина биглюконат (1 флакон), хранившихся с нарушением Правил хранения лекарственных средств, подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, доказательств того, что вышеуказанная лицензия на право проведения медицинских осмотров предоставляет Обществу право на деятельность, связанную с обращением лекарственных средств, и что Общество осуществляет деятельность при обращении лекарственных средств путем их применения для целей оказания медицинских услуг либо иным образом, должностными лицами ТО Росздравнадзора по Алтайскому краю не представлено.
При этом следует отметить, что Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (действует с 1 мая 2015 года) утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (далее - Порядок), согласно которому предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня ( смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Пункт 10 данного Порядка предусматривает, что предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;
2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.
При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ" для определения в ней наличия психоактивных веществ.
Пунктом 13 Порядка установлено, что в случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.
В соответствии с п.12 Порядка по результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:
1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);
2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.
Таким образом, проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров не предполагает оказание медицинской помощи с использованием лекарственных средств, наличие лицензии на право проведения таких осмотров дает право на осуществление медицинской деятельности, заключающейся в проведении осмотров, но не на оказание медицинской помощи.
Доводы законного представителя Общества о том, что Общество не оказывает медицинскую помощь с применением лекарственных средств, что обнаруженные в ходе проверки лекарственные средства не предназначались для использования в деятельности Общества, не опровергнуты. Указание в постановлении должностного лица и в решении судьи районного суда на отклонение указанных доводов не содержит какой-либо мотивировки.
В силу п.4 ст.24 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу не содержится сведений о том, что в ОАО "Бийский автовокзал" создано подразделение для оказания именно медицинской услуг (помимо проведения медицинских осмотров) работникам организации. Как указано выше, в Обществе имеется кабинет предрейсового осмотра и 2 фельдшера предрейсового осмотра.
В соответствии с ч.ч.1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поскольку в материалах дела не содержится доказательств того, что Общество допустило нарушение обязательных требований к условиям хранения лекарственных средств при осуществлении деятельности, связанной с их обращением, то выводы должностного лица, принявшего постановление по делу об административном правонарушении, и судьи районного суда о наличии в действиях генерального директора открытого акционерного общества "Бийский автовокзал" Перова А.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными.
В связи с изложенным принятые по делу постановление и решение подлежат отмене на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Алтайскому краю Зайцева В.И. *** от 23 марта 2015 года и решение судьи Бийского городского суда Алтайского края от 11 июня 2015 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАп РФ, в отношении генерального директора ОАО "Бийский автовокзал" Перова А. Н. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Алтайского краевого суда В.П.Мокрушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.