Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Тертишниковой Л.А., Александровой Л.А.
при секретаре Ахроменко А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Т.Н. к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Алтайскому краю в лице Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите о понуждении к исполнению обязательств
по апелляционной жалобе истца Т.Н. на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.Н. обратился с иском, просил обязать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы выделить Алтайскому краю субвенцию в размере "данные изъяты" для последующего обеспечения жильем Т.Н. в форме предоставления ему единовременной денежной выплаты; обязать "адрес" в лице Главалтайсоцзащиты после получения субвенции выдать единовременную денежную выплату в размере "данные изъяты" Т.Н.
В обоснование иска указал, что по решению Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ он включен в сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Обеспечение жильем категории граждан, к которой относится истец, регулируется Федеральным законом N 342-ФЗ от 08.12.2010 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
Как следует из письма Главалтайсоцзащиты от ДД.ММ.ГГ, Т.Н. по состоянию на ДД.ММ.ГГ включен с составом семьи 4 человека в сводный список граждан, порядковый номер 2, сумма единовременной денежной выплаты составляет "данные изъяты", однако жильем в форме предоставления единовременной денежной выплаты в 2014 году не обеспечен. Перспектив обеспечения жильем в 2015 году также не имеется. Из письма государственного заказчика-координатора федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы Минстроя России от 26.12.2014 следует, что согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" финансирование мероприятий Федерального закона N 342-ФЗ в 2015 году не запланировано.
Между тем государство в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" гарантировало военнослужащим и приравненным к ним лицам обеспечение жильем, определены сроки, источники и формы обеспечения жильем. Таким образом государство приняло на себя соответствующие публично-правовые обязанности, которые ему надлежит выполнять в силу статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Истец полагает, что в сложившейся ситуации проблема жилищного обеспечения за счет средств федерального бюджета может быть решена только в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела истец настаивал на удовлетворении своих требований, полагал, что в случае удовлетворения заявленных требований права иных лиц, находящихся в сводном списке, нарушены не будут.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ, третьего лица УФК по АК Н. возражала против удовлетворения иска, указывая, что истец действительно имеет право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, однако в настоящее время приостановлен механизм приведения государственных программ в соответствие с законом о бюджете, что не позволяет в 2015 году внести соответствующие изменения и предоставить субсидии из федерального бюджета на финансирование подпрограммы. В случае, если будет принят нормативно-правовой акт, отменяющий указанные положения, соответствующие выплаты будут произведены согласно очередности. Полагала, что внеочередное предоставление выплаты нарушит права других граждан, находящихся в сводном списке.
Представитель ответчика Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите К. также возражал против удовлетворения иска, поскольку указанный ответчик не нарушает прав истца, при поступлении денежных средств выплаты будут произведены согласно сводному списку в порядке, установленном законом. Полагал, что внеочередная выплата нарушит права других граждан, а также отметил, что размер выплаты истцом указан неверно.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ иск Т.Н. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на те же обстоятельства, которые были указаны им в исковом заявлении, просит решение суда отменить и принять новое решение, указывая на его несоответствие закону, поскольку право истца на судебную защиту поставлено судом в зависимость от действий иных лиц, стоящих в списке перед ним (под NN 1 и 2), что не соответствует Конституции России. Судом не дана оценка незаконным действиям Правительства Российской Федерации в лице Минфина России, которое не исполняет обязательства, возложенные на него законодательством.
Полагает, что в соответствии с приказом Минстроя РФ N 258/пр от 08.04.2015 с учетом стоимости одного квадратного метра жилья на второй квартал 2015 года сумма единовременной денежной выплаты, которая положена истцу, составляет "данные изъяты"
Главтрудсоцзащитой и Министерством финансов России представлены возражения на апелляционную жалобу, которую указанные ответчики просят оставить без удовлетворения.
Минстрой России просил рассмотреть дело без участия своего представителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Суд при разрешении спора правильно применил закон, верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, выводы суда обоснованны, соответствуют исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.
Отнесение истца к категории граждан, уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, а также право истца на получение единовременной денежной выплаты для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" подтверждены вступившим в законную силу решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от 20.12.2013 и не оспаривались ответчиками.
При этом основным способом обеспечения указанной категории граждан жильем является предоставление государственных жилищных сертификатов. Предоставление единовременных денежных выплат предусмотрено для граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050, обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции. Объем субвенций определяется по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Сроки реализации государственных программ Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации (абз. 2 п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 (ред. от 18.10.2014) "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлены сроки и этапы реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" - 2011-2015 годы.
Согласно Порядку обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, утвержденному постановлением Администрации Алтайского края от 13.09.2011г. N 516 (далее - "Порядок"), Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (в настоящее время реорганизовано в форме присоединения к нему управления Алтайского края по труду и занятости населения и переименовано в Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита)) определено уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Судом установлено, что в соответствии с указанным Порядком Т.Н. включен в общекраевой список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, и сводный список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, для обеспечения жильем по состоянию на 01.02.2014г. и на 01.02.2015г., по состоянию на 01.02.2014г. истец значился в списке под номером 2, а на ДД.ММ.ГГ - под N 3.
Согласно пункту 13 вышеуказанного Порядка Главалтайсоцзащита (в настоящее время - Главтрудсоцзащита) после получения из федерального бюджета средств, направляемых Алтайскому краю на обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, издает приказ о распределении данных средств. Приказ о выделении денежных средств гражданам для обеспечения их жильем в текущем финансовом году издается начальником Главного управления на основании сводного списка, при этом общий объем единовременных денежных выплат не может превышать суммы субвенции из федерального бюджета, поступившей в бюджет Алтайского края для этих целей (пункт 35 Порядка).
Для получения субвенции администрацией Алтайского края была направлена заявка в ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минстроя России, однако выделение в 2015 году средств федерального бюджета для обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц Федеральным законом от 01.12.2014г. N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" субъектам Российской Федерации, в том числе и Алтайскому краю, не предусмотрено, в связи с чем истцу единовременная денежная выплата не была предоставлена.
Таким образом, органы власти Алтайского края на данном этапе полностью выполнили возложенные на них обязанности с целью обеспечения истца жильем.
Выделение соответствующих субвенций должно осуществляться в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.
Согласно абз. 1, 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
Абзацем 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.
Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" финансирование расходов на реализацию подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы не предусмотрено, как и не было предусмотрено финансирование указанной подпрограммы Федеральным законом N 349-ФЗ от 02.12.2013 "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Федеральным законом от 08.03.2015 N 25-ФЗ действие абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 приостановлено до 1 января 2016 года.
Таким образом, в настоящее время федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы", а именно ее подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" не приведена в соответствие с законом о бюджете в связи с приостановлением действия указанной нормы и по прежнему предусматривает определенный объем финансирования исполнения подпрограммы, ожидаемый объем ее выполнения. Право истца на обеспечение жильем установленным законодательством способом не реализуется в связи с отсутствием финансирования.
Однако судебная коллегия соглашается с решением суда, поскольку законом не предусмотрена возможность возложения обязанности на Минфин России выделить адресно (в пользу Т.Н.) субвенцию, не предусмотренную действующим законом о бюджете. Кроме того, действительно, в случае выделения субвенции в указанном истцом размере, она должна быть использована в первую очередь для обеспечения жильем граждан, отнесенных к той же категории, что и истец, находящихся в списке ранее истца, в связи с чем предоставление такой субвенции не повлечет реализацию права истца на получение единовременной денежной выплаты.
Поэтому, учитывая содержание заявленных истцом требований, основания для их удовлетворения отсутствуют, истцом выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 21 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.