Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Белодеденко И.Г., Блинова В.А.,
при секретаре Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 апреля 2015 года по делу
по иску Троицкой Елены Викторовны к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Алейска Алтайского края о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Троицкая Е.В. обратилась в суд с иском к ответчикам о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - двухкомнатную квартиру N ***, расположенную по улице "адрес" в городе "адрес" Алтайского края.
В обоснование исковых требований Троицкая Е.В. указала, что двухкомнатная квартира находится "адрес" и была выделена ее бывшему супругу ФИО1 и членам его семьи на основании ордера квартирно-эксплуатационной части Алейского гарнизона от ДД.ММ.ГГ года N ***
В связи с изданием распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р военный городок, в котором находится жилое помещение, не относится к числу закрытых военных городков, что дает истцу право на участие в приватизации жилого помещения, относящегося к государственному жилищному фонду.
Истец Троицкая Е.В. в соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" обратилась с заявлением в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений"), Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье") о передаче ей в собственность спорной квартиры, занимаемой на основании ордера, поскольку в настоящее время в спорной квартире зарегистрирована истец и ее бывший муж Троицкий Г.Л., который согласился на приватизацию жилого помещения и отказался от участия в приватизации в пользу истца. Из указанных учреждений поступили ответы, из которых следует, что им не делегированы полномочия на передачу жилья в собственность в порядке приватизации, в связи с чем, истец обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 14 апреля 2015 года исковые требования Троицкой Е.В. удовлетворены.
За Троицкой Еленой Викторовной признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру номер ***, общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенную по "адрес" Алтайского края.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что спорное жилое помещение предоставлено Троицкому Г.Л. в качестве служебного на основании ордера от ДД.ММ.ГГ *** на период исполнения им должностных обязанностей, решения о предоставлении Троицкому Г.Л. жилого помещения на условиях договора социального займа не принималось.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, поэтому только Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду специализированного жилищного фонда, а также об исключении из него.
Кроме того, Верховным судом Российской Федерации в определении от 27.01.2015 по делу N 18-КГ14-173 разъяснено, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать на гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит. Решение органом местного самоуправления о предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма не принималось, и спорная квартира предоставлена во временное пользование на период исполнения должностных обязанностей.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Троицкая Е.В., ссылаясь на законность и обоснованность решения, просит жалобу оставить без удовлетворения, указывая, что спорное жилое помещение не было отнесено в установленном порядке к специализированному жилищному фонду, а значит предоставлено на условиях социального найма.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассматривается при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.3271 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для ее удовлетворения.
В силу ст. 1 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В соответствии со ст. 2 названного Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения (ст. 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии ст. 11 вышеуказанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом первой инстанции установлено, что жилое помещение - двухкомнатная квартира N *** жилого "адрес" предоставлена Троицкому Г.Л. на состав семьи из трех человек, включая супругу Троицкую Е.В. и сына Льва, "данные изъяты" рождения, на основании ордера от ДД.ММ.ГГ N ***, выданного КЭЧ Алейского района Сибирского военного округа.
Сведения о предоставлении жилого помещения в качестве служебного в ордере не указаны, отсутствуют такие сведения и в материалах дела.
Из военного билета на имя Троицкого Г.Л. следует, что он проходил военную службу в ВС РФ в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, был уволен по ст. 51 п.1 под. "б" Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока контракта). Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 9 месяцев 18 дней. После прекращения служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации сведения об обеспечении иным жильем Троицкого Г.Л. отсутствуют.
Согласно выписке из поквартирной карточки на "адрес" Троицкая Е.В. зарегистрирована и постоянно проживает в данном жилом помещении с ДД.ММ.ГГ.
Решением исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** "адрес" закреплена как служебная квартира для военнослужащих войсковой части "данные изъяты", однако решением исполнительного комитета Алейского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГ *** указанная квартира снята с регистрации как служебная.
Постановлением администрации города Алейска от ДД.ММ.ГГ *** спорная квартира вновь была включена в число служебных на основании ходатайства 63 КЭЧ., однако постановлением администрации города от ДД.ММ.ГГ *** постановление администрации от ДД.ММ.ГГ *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено.
Постановление от 24 марта 2005 года N 274 принято в пределах установленных полномочий, в установленном порядке не оспорено и не отменено.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиками не представлены надлежащие доказательства, подтверждающие, что спорная квартира относится к специализированному фонду.
Ссылка в жалобе на Указание Министра Обороны Российской Федерации от 15 октября 2009 года о запрете исключения жилых помещений из числа служебных не является основанием к отмене решения суда, поскольку данное Указание принято после принятия администрацией города постановления от 24 марта 2005 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года N 752-р г. Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2011 года N 1779-р был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Жилой дом N "адрес", расположенный по "адрес" Алтайского края, включен в перечень объектов федерального недвижимого имущества, закрепленных на праве оперативного управления за Алейской квартирно-эксплуатационной частью, что подтверждается сведениями ТУ Росимущества в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ.
Из передаточного Акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ следует, что Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ, в том числе передан и жилой дом, в котором проживает истец.
16 января 2015 года истец Троицкая Е.В. обратилась в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче в собственность занимаемого жилого помещения с приложением всех необходимых документов.
Согласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации начальник данного учреждения полномочиями по передаче в собственность граждан жилых помещений не делегирован, в связи с чем, заключить с Троицкой Е.В. договор передачи в собственность указанного жилого помещения или дать разрешение на приватизацию не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, установив, что истец ранее в приватизации жилья не участвовала, спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, и не находится в доме, расположенном в закрытом военном городке, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что жилое помещение занято истцом на условиях социального найма и каких-либо препятствий для передачи указанной квартиры в собственность Троицкой Е.В. не имеется, в связи с чем, на законных основаниях признал за ней право собственности на спорное жилое помещение. Судебная коллегия также учитывает, что Троицкий Г.Л. отказался от участия в приватизации в пользу своей жены Троицкой Е.В.
Судебная коллегия выводы суда находит обоснованными, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, поскольку они подтверждены исследованными доказательствами и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы жалобы о том, что спорное жилое помещение было предоставлено в качестве служебного в связи с трудовой деятельностью Троицкого Г.Л., являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года), действовавшего на момент предоставления жилого помещения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 1984 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно - строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно - строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных.
Из анализа указанных правовых норм жилищного законодательства следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения уполномоченного органа о включении конкретного жилого помещения в число служебных, независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит данное помещение. Таким образом, предоставление гражданину на время трудовых обязанностей жилого помещения в качестве служебного возможно только после закрепления за ним соответствующего статуса.
Как следует из материалов дела, решение о присвоении спорному жилому помещению статуса "служебное" уполномоченным органом не принималось.
Поскольку к участию в деле в качестве ответчиков наряду с ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, привлечены, в том числе, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в частности, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, доводы жалобы о том, что полномочия по рассмотрению вопроса о предоставлении жилья в собственность, возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные управления, не влекут отмену решения суда.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика в подтверждение своих доводов на определение Верховного Суда Российской Федерации N 18-КГ14-173 от 27 января 2015 года не опровергает выводы суда и о незаконности принятого по делу решения не свидетельствует, так как юридический прецедент не является официальным источником права в Российской Федерации, представляет собой толкование норм права и пример ее применения с учетом конкретных обстоятельств дела.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание несостоятельность доводов апелляционной жалобы и то обстоятельство, что данные доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, а направлены на переоценку исследованных судом доказательств по делу, а также учитывая, что каких-либо процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, постановленное по делу решение по доводам апелляционной жалобы отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 14 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.