Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Титовой В.В.,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 04 марта 2015 года по делу по заявлению З.М.А. об оспаривании отказа молодой семье в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Титовой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГ З.М.А. обратился в комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее по тексту также - Комитет) с заявлением о постановке его молодой семьи на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** молодой семье З.М.А. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, так как место жительства заявителя: "адрес", место жительства его супруги З.Е.М.А.: "адрес", с места жительства детей документы не представлены (регистрация заявителя и членов его семьи по месту пребывания по адресу: "адрес" не рассматривается как место жительства, решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ установлен факт проживания по данному адресу до 27 июля 2014 года), документы с указанного в заявлении адреса места жительства ( "адрес") не представлены.
З.М.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа Комитета, возложении обязанности рассмотреть заявление о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование ссылался на то, что, вопреки оспариваемому решению, он вместе со своей семьей проживает в "адрес". При этом с января 2009 года по ДД.ММ.ГГ они проживали по указанному адресу без регистрации, что было установлено вступившим в законную силу решением суда. ДД.ММ.ГГ он и супруга поставлены на регистрационный учет по месту пребывания по данному адресу, а ДД.ММ.ГГ - дети.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 04 марта 2015 года заявление З.М.А. удовлетворено. Приказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** об отказе З.М.А. в признании нуждающимся в жилом помещении признан незаконным. На комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула возложена обязанность рассмотреть в установленном порядке заявление З.М.А. о признании нуждающимся в жилом помещении. С комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в пользу З.М.А. взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование указывает на то, что представленные заявителем документы не подтверждают того обстоятельства, что местом жительства его семьи является г. Барнаул. Кроме того, в силу Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации наличие регистрации по месту жительства свидетельствует о проживании гражданина по данному адресу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Аналогичные положения содержатся в Порядке формирования списков молодых семей - участников государственной программы Алтайского края "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011 - 2015 годы", утвержденном постановлением Администрации Алтайского края от 11 июля 2011 года N 356.
Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Согласно части 4 названной нормы с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу положений подпункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что З.М.А. и З.Е.А. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГ, имеют несовершеннолетних детей З.Е.М., ДД.ММ.ГГ года рождения, и З..К.М., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Судом установлено, жилые помещения в собственности З.Е.А., З.Е.М., З..К.М. отсутствуют. З.М.А. принадлежит ? доля в праве собственности на жилое помещение по "адрес", общей площадью *** кв.метров.
З.М.А. зарегистрирован по адресу: "адрес", его супруга З.Е.А. зарегистрирована по адресу: "адрес".
Вступившим в законную силу решением Индустриального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ установлен факт проживания З.М.А., З.Е.М.А. и их детей З.Е.М., З..К.М. с января 2009 года по ДД.ММ.ГГ по адресу: "адрес". С ДД.ММ.ГГ З.М.А., З.Е.А. зарегистрированы по указанному адресу по месту пребывания. Их несовершеннолетние дети зарегистрированы по тому же адресу по месту пребывания с ДД.ММ.ГГ. Жилое помещение по "адрес", принадлежит на праве собственности К.А.А., допрошенной судом в качестве свидетеля и показавшей, что З. членами ее семьи не являются, постоянно проживают в принадлежащем ей жилом помещении с 2006 года.
Из представленной трудовой книжки З.М.А. усматривается, что с ДД.ММ.ГГ он работает в г. Барнауле.
Из справки МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 1" Центрального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** следует, что несовершеннолетний З.Е.М. обучается в указанном образовательном учреждении, период обучения - с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Супруга З.Е.М.А. в настоящее время осуществляет уход за малолетней дочерью З..К.М., проживает совместно с супругом, не трудоустроена.
Оценив достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что местом постоянного жительства З.М.А. и членов его семьи: З.Е.А., З.Е.М., З..К.М. является г. Барнаул, в связи с чем обращение З. в орган местного самоуправления по месту своего жительства для постановки на учет в качестве нуждающихся является правомерным.
Кроме того, судом установлено, что семья З.М.А. (4 человека) обеспечена общей площадью менее учетной нормы 12 кв.метров, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27 февраля 2006 года N 294. В частности, жилое помещение по месту проживания З. по "адрес" не подлежит учету, поскольку З. не являются членами семьи собственника квартиры К.А.А. Жилое помещение по месту регистрации З.Е.А. также учету не подлежит, поскольку фактически З.Е.А. по данному адресу не проживает и членом семьи собственника этого помещения не является. Общая площадь жилого дома по адресу: "адрес", приходящейся на долю в праве собственности З.М.А., не превышает учетную норму 12 кв.метров на одного члена семьи З..
При изложенных обстоятельствах у районного суда имелись законные основания для удовлетворения требований З.М.А.
Доводы жалобы о том, что представленные заявителем документы не подтверждают, что местом жительства его семьи является г. Барнаул, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
Ссылки в жалобе на то, что наличие регистрации по месту жительства свидетельствует о проживании гражданина по данному адресу, не могут быть приняты в качестве основания к отмене решения в связи со следующим.
В соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 6 октября 2008 года N 619-О-П).
Конституционной Суд Российской Федерации также неоднократно указывал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина, определяются комплексом норм, закрепленных в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и других нормативных актах; место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, от 2 июня 2011 года N 11-П; Определения от 5 октября 2000 года N 199-О, от 4 марта 2004 года N 146-О, от 6 октября 2008 года N 619-О-П, от 13 октября 2009 года N 1309-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 5 июня 2012 года N 1059-О и др.).
Установив, что семья З.М.А. постоянно проживает в городе Барнауле, суд обоснованно признал незаконным отказ комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула в принятии семьи З.М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по изложенным в нем основаниям.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 04 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.