Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Коликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Титовой В.В.,
при секретаре Морозовой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 февраля 2015 года по делу по заявлению
Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" об оспаривании отказа филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю в предоставлении запрашиваемой информации.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" (далее - ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю") обратилось в суд с заявлением об оспаривании отказа филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю (далее - филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю) в предоставлении сведений о правах ФИО1, ФИО2 на имеющиеся или имевшиеся у них объекты недвижимого имущества, возложении обязанности на филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю предоставить ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" указанные сведения.
В обоснование требований заявитель указал, что входит в структуру органов Федеральной службы безопасности России, на которые действующим законодательством возложена обязанность по обеспечению граждан, проходящих военную службу в этих органах, жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации. Одним из установленных законом условий для предоставления военнослужащим жилого помещения является признание таких граждан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие военнослужащих на указанный учет и его дальнейшее ведение осуществляется по месту прохождения ими службы. В рамках осуществления приведенных выше полномочий и в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации ДД.ММ.ГГ заявителем в филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю направлен письменный запрос *** о предоставлении сведений о наличии либо отсутствии зарегистрированных прав на недвижимое имущество у сотрудника, обратившегося с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет. Однако ДД.ММ.ГГ в предоставлении запрашиваемой информации заявителю было отказано со ссылкой на отсутствие возможности представления сведений о правах на недвижимое имущество в отношении отдельных лиц без указания конкретного адреса. Полагает, что указанный отказ является незаконным, поскольку препятствует исполнению ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" возложенной на него обязанности по принятию военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлению им жилых помещений в соответствии с жилищным законодательством.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 февраля 2015 года заявление ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" просит отменить решение суда и принять по делу новое решение.
В обоснование указывает на то, что судом не учтены положения Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года N 37, предусматривающие ведение и хранение в архиве алфавитных карточек собственников зданий, жилых помещений (квартир). С учетом того, что в запросе были указаны паспортные данные ФИО1, ФИО2, возможность предоставления необходимой информации у филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю имелась.
В возражениях на апелляционную жалобу филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю просит об оставлении жалобы без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" Шуменко Р.Г. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Юн Е.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" Шуменко Р.Г., представителя филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю Юн Е.В., судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда по основанию, предусмотренному подп. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (неправильное применение норм материального права).
ФГКУ "Пограничное управление ФСБ РФ по Алтайскому краю" является государственным органом власти, который в пределах своих полномочий обеспечивает условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляет гражданам жилые помещения, при этом в рамках возложенных полномочий осуществляет функции по учету граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п. 12.1 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных Приказом ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, жилищной комиссией самостоятельно запрашиваются документы, указанные в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта (их копии или содержащиеся в них сведения), в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены военнослужащими и членами их семей по собственной инициативе.
Обязанность органов, осуществляющих принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, самостоятельно запрашивать документы, необходимые для принятия гражданина на учет, предусмотрена также ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии п. 3 ст. 8 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" в филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю направлен запрос *** о наличии жилых помещений (земельных участков) в собственности в "адрес" у ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения. Указаны паспортные данные ФИО1, ФИО2, прежняя регистрация по месту жительства и даты снятия их с регистрационного учета по данным адресам.
В ответе филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ N *** указано, что филиал не имеет возможности предоставить указанные в запросе сведения без указания конкретного адреса. Одновременно сообщено, что филиал располагает сведениями о правообладателях объектов недвижимости, зарегистрированных до 1998 года, после вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрацию прав и сделок осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю.
Оставляя заявление без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не нарушает прав заявителя и основан на нормах закона.
С данным выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 3, 4, 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Положение), в действовавшей на момент совершения оспариваемых действий редакции, технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
Пунктом 15 Положения предусмотрено, что порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04 августа 1998 года N 37, определено, что учет принадлежности домовладения, здания (строения), жилого помещения осуществляется в соответствующем разделе технического паспорта на основе информации, поступающей от учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом в техническом паспорте отражаются фамилия, имя, отчество гражданина, паспортные данные или полное наименование юридического лица - (по Уставу), документы, подтверждающие право собственности, пользования, владения и долевое участие (п. 6.1).
Единицей хранения является инвентарное дело на домовладение, состоящее из одного или нескольких основных зданий, расположенных на отдельном земельном участке; отдельно стоящее основное здание, границы земельного участка которого не обособлены; инвентарные дела на другие объекты, учет которых ведется БТИ (п. 8.7).
В силу п. 8.8 Инструкции постоянному хранению в архиве подлежат: схематические планы городов, других поселений; инвентарные дела на домовладения, основные здания; инвентарные дела на объекты, учет которых ведется БТИ; инвентарные книги; реестровые книги; реестры жилищного фонда; алфавитные карточки собственников зданий, жилых помещений (квартир); статистические карточки на домовладения, основные здания; статистические отчеты о жилищном фонде; книги учета инвентарных дел, переданных на хранение в государственные архивы; иные документы, относящиеся к деятельности бюро технической инвентаризации.
В п. 8.18 Инструкции определен порядок ведения алфавитных карточек. В частности, указано, что алфавитная карточка (Приложения 9, 10) составляется на каждого собственника и предназначается для отыскания дела в архиве, когда местонахождение здания заранее неизвестно. Алфавитные карточки размещаются в алфавитном порядке наименования собственников по городам, другим поселениям или учетным округам, определяемым органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На лицевой стороне ящика делается надпись с указанием начальных букв наименования собственников.
Кроме того, в Инструкции о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации (утв. Приказом ЦСУ СССР от 15 июля 1985 года N 380), действовавшей до издания Приказа Минземстроя Российской Федерации от 04 августа 1998 года N 37, также предусматривалось ведение в бюро технической инвентаризации алфавитной картотеки всех собственников жилых домов (помещений) города (поселка, села) с указанием фамилии, имени и отчества (для граждан) и полного наименования организаций, учреждений и предприятий (Приложение 7). В виде исключения (в городах и поселках с небольшим числом строений и незначительным количеством сделок в течение года) мог вестись журнал, содержащий перечень (список) всех собственников жилых домов (помещений) города (поселка) по алфавиту фамилий и наименований организаций, учреждений и предприятий, по прилагаемой форме (Приложение 8). Каждый собственник заносился в отдельную алфавитную карточку или отдельную строку журнала с указанием доли в общей собственности согласно правоустанавливающему документу. На собственника, имеющего несколько жилых домов (частей домов) в городе (поселке), на каждое такое строение заводились отдельные алфавитные карточки, которые подлежали хранению совместно. В том случае, когда в бюро технической инвентаризации велся алфавитный журнал, на собственника, имеющего несколько жилых домов в городе (поселке), в журнале отводилось место для одной записи его полного наименования или фамилии, имени и отчества и в несколько строк записываются адреса всех принадлежащих ему строений. На новых собственников жилых домов (помещений) в алфавитной картотеке заводились новые карточки, а карточки на выбывших собственников изымались из этой картотеки и переносились в картотеку выбывших собственников (п. 5.4).
Таким образом, законодательством предусмотрено ведение БТИ алфавитных карточек, которые составляются на каждого собственника и предназначается для отыскания дела в архиве, когда местонахождение здания заранее неизвестно.
При таких обстоятельствах отказ филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ в предоставлении сведений о наличии жилых помещений (земельных участков) в собственности в "адрес" у ФИО1, ФИО2 по тому мотиву, что в запросе не указаны конкретные адреса, не может быть признан соответствующим закону, а также не нарушающим права заявителя.
Ссылки в возражениях на то, что сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений в собственности на основании алфавитных карточек будут недостоверными, во внимание не принимаются, поскольку ничем не подтверждены.
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения о признании незаконным оспариваемого отказа и возложении на филиал ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю обязанности рассмотреть заявление ФГКУ "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" от ДД.ММ.ГГ о наличии жилых помещений (земельных участков) в собственности в "адрес" у ФИО1, ФИО2 в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 февраля 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ в предоставлении сведений о наличии жилых помещений (земельных участков) в собственности в "адрес" у ФИО1, ФИО2
Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю рассмотреть заявление Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление ФСБ России по Алтайскому краю" от ДД.ММ.ГГ о наличии жилых помещений (земельных участков) в собственности в "адрес" у ФИО1, ФИО2 в установленном законом порядке.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.