Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Александровой Л.А., Тертишниковой Л.А.,
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску А.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего А.М., к Комитету жилищно-коммунального хозяйства "адрес" об оспаривании приказа, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий,
Заслушав доклад судьи А. Л.А. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец А.В. в зарегистрированном браке не состоит, одна воспитывает сына А.М., ДД.ММ.ГГ г.р.
ДД.ММ.ГГ А.В. обратилась в КЖКХ "адрес" с заявлением о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для включения в число участников целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 гг., приложив необходимые документы.
Приказом комитета ЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** отказано в признании нуждающейся в жилом помещении неполной молодой семье А.В. на основании п. 2 ч. 1 ст. 51, п. 2, 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку до ДД.ММ.ГГ А.В. являлась членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" т.е. до ДД.ММ.ГГ семья А.В. была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294.
Не согласившись с таким решением, истец обратилась в суд с исковым заявлением, в котором с учетом уточнения требований просила признать незаконным и отменить приказ КЖКХ "адрес" от ДД.ММ.ГГ N *** обязать КЖКХ "адрес" признать молодую семью А.В. нуждающейся в жилом помещении и поставить на соответствующий учет.
В обоснование иска указав на следующие обстоятельства, что приказом *** от ДД.ММ.ГГ комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" (далее - КЖКХ) ей было отказано в признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на обеспеченность суммарной общей площадью жилых помещений на каждого члена семьи более учётной нормы в период до ДД.ММ.ГГ в связи с проживанием в качестве члена семьи по адресу: "адрес" С указанным приказом истец не согласна, поскольку в "адрес" была зарегистрирована в квартире матери, которая попросила ее сняться с регистрации, поскольку с ДД.ММ.ГГ до настоящего времени истица проживает у подруги в "адрес". Регистрацию А.В. сменила для получения социальной защиты, официального трудоустройства, обслуживания в поликлинике. Кроме того, в расчет жилой площади была включена жилая площадь в "адрес", а учетная норма применялась, как для "адрес"
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 12 марта 2015 исковое заявление удовлетворено в части.
Суд постановил признать незаконным приказ Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** об отказе в признании нуждающейся в жилом помещении молодой семьи А.В..
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства "адрес" рассмотреть заявление А.В. о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Взысканы с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу А.В. судебные расходы "данные изъяты"
В апелляционной жалобе комитет жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, настаивая на доводах об обеспеченности семьи истца общей площадью жилых помещений более учетной нормы. Действия истца связанные с отказом от права пользования жилым помещением, в виде снятия с регистрационного учета, следует расценивать, как умышленные действия в рамках положений ст.53 Жилищного кодекса РФ.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась истец А.В., иные лица участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, заслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии с положениями подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы).
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
Раздел II долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 29 декабря 2010 года N 590, предусматривает, что участником программы может стать молодая семья, возраст каждого из супругов в которой не превышает 35 лет, признанная нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющая доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии со ст. 1 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон Алтайского края N 115-ЗС от 09 декабря 2005 года) учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления поселений и городских округов.
При этом в ст. 2 данного Закона установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер учетной нормы не может превышать размера нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования.
Решением Барнаульской городской Думы N 294 от 27 февраля 2006 года "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле" учетная норма в г. Барнауле установлена в размере не более 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи (п. 1.1).
Согласно ч.ч. 2,3 ст. 3 Закона Алтайского края N 115-ЗС от 09 декабря 2005 года признание граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью гражданина и (или) членов его семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Из положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Аналогичная норма закреплена в ст. 6 Закона Алтайского края от 09 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".
В силу п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Из материалов дела усматривается, что приказом комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** в признании нуждающейся в жилом помещении неполной молодой семье А.В. отказано, на том основании, что А.В. являлась членом семьи собственника жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" т.е. до ДД.ММ.ГГ семья А.В. была обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N294.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ А.В. была зарегистрирована по месту пребывания в "адрес", с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в "адрес" с ДД.ММ.ГГ зарегистрирована по "адрес"
Квартира *** в "адрес" принадлежит матери истца - А.Е. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ
С ДД.ММ.ГГ в квартире по адресу: "адрес" зарегистрирована А.Е., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - А.В., с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - А.М.
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ квартира N *** по "адрес" принадлежит М.В., М.Р.
Как следует из выписки из домовой книги, в квартире по "адрес" с ДД.ММ.ГГ зарегистрированы М.В., М.Г., М.Р. проживает без регистрации, с ДД.ММ.ГГ зарегистрированы А.В., А.М.
Управлением соцзащиты населения по "адрес" А.В. и ее семья признана малоимущей с предоставлением права на получение государственной социальной помощи.
По сведениям Управления Росреестра по Алтайскому краю А.В. принадлежали следующие объекты недвижимости: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ квартира площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес" ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ квартира площадью "данные изъяты" кв.м. в "адрес" в настоящее время А.М., А.В. объектов недвижимости в собственности не имеют.
В соответствии со справками Барнаульского отделения и Яровского производственного участка Славгородского отделения филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Алтайскому краю А.М. и А.В. жилых помещений (строений) в собственности не имеют.
Отказывая истцу в признании семьи нуждающейся в жилом помещении, Комитет сослался в приказе на то, что указанная неполная молодая семья до ДД.ММ.ГГ была обеспечена суммарной общей площадью жилых помещений более учетной нормы, при этом основанием для такого вывода послужили сведения о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Между тем, регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Истец А.В. последовательно настаивала на том, что с ДД.ММ.ГГ проживает в "адрес" у подруги, с "данные изъяты" жила в "адрес", с ДД.ММ.ГГ гг. обучалась в "адрес", жилых помещений в собственности не имеет, в приватизации никогда не участвовала.
Доводы истца о фактическом проживании в "адрес" с ДД.ММ.ГГ подтверждаются актом о проживании (л.д. 7), записями в трудовой книжке о том, что с ДД.ММ.ГГ по настоящее время работает в ООО " "данные изъяты"" ( "адрес") и справкой о заработной плате (л.д.8-11), разрешением на получение медицинской помощи в "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГ (л.д. 13), свидетельством *** от ДД.ММ.ГГ о регистрации А.М.,, ДД.ММ.ГГ г.р. по месту жительства по "адрес"43 в "адрес" (л.д. 31), а также показаниями свидетелей А.Л., А.В.Ф. и П., подтвердивших, что с ДД.ММ.ГГ по настоящее время А.В. проживает в "адрес" у подруги.
Таким образом истец с малолетним сыном не проживает с матерью и не ведет совместного хозяйства с ДД.ММ.ГГ
Доказательств обратного в подтверждение довода жалобы, комитетом жилищно-коммунального хозяйства "адрес" суду первой, а также апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый приказ от ДД.ММ.ГГ *** нельзя признать законным.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, установил все необходимые для разрешения дела обстоятельства с надлежащей их оценкой и доказанностью, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 марта 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.