Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Варнавского В.М., Чубукова С.К.,
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца Шведовой С. Г., третьего лица прокуратуры Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 апреля 2015 года.
по делу по иску Шведовой С. Г. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Алтайскому краю о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шведова С.Г. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что в отношении нее уголовное преследование было прекращено по реабилитирующим основаниям, в связи с чем она имеет право на возмещение морального вреда. Уголовным преследованием ей были причинены нравственные и физические страдания, выразившиеся в применении к ней пыток в кабинете Приобского РОВД сотрудниками полиции Серебряковым и Новоселовым, которые избивая ее, заставляли взять на себя убийство. Истец была задержана ДД.ММ.ГГ г., хотя уголовное дело было возбуждено только ДД.ММ.ГГ Фактически вместо 48 часов, она была задержана на 3 суток. ДД.ММ.ГГ было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в отношении истца. Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, с учетом уточнений, Шведова С.Г. просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, указывая цену иска в размере *** руб.
Определением Центрального районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ в принятии искового заявления Шведовой С.Г. в части требований о признании права на реабилитацию было отказано на основании ч.1 ст.134 ГПК РФ.
Решением Центрального районного суда Алтайского края от 07.04.2015 года исковые требования удовлетворены в части, с учетом определения того же суда об исправлении описки от ДД.ММ.ГГ года. С Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Шведовой С. Г. компенсацию морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием в размере *** рублей. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец указывает на не согласие с решением суда, просит удовлетворить иск в полном объеме. Ссылается на обстоятельства, аналогично изложенные в исковом заявлении.
В апелляционной жалобе третье лицо прокуратура Алтайского края просит решение суда изменить, понизив сумму компенсации морального вреда, указывая, что судом недостаточно учтены фактические обстоятельства, при которых был причинен вред, индивидуальные особенности истицы, требования разумности и справедливости. Так, ранее Шведова С.Г. привлекалась к уголовной ответственности, что характеризует ее как лицо склонное к совершению преступлений, меры процессуального принуждения после ДД.ММ.ГГ не применялись, уголовное преследование в отношении истца прекращено в 2003 году, доказательства относительно доводов о применении к истице насилия и пыток отсутствуют. Также судом не учтено, что истец обратился в суд за компенсацией морального вреда спустя более двенадцати лет. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что переживания, вызванные фактом незаконного привлечения к уголовной ответственности, на самом деле не имели для истца большого значения.
В возражениях на апелляционную жалобу Шведовой С.Г. представитель Министерства финансов Российской Федерации просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу третьего лица прокуратуры АК Шведова С.Г. возражает против удовлетворения данной апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель третьего лица прокуратуры АК Фомина П.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы истца Шведовой С.Г., настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы третьего лица прокуратуры АК, на основании доводов, в ней изложенных.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционных жалобах, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.
Из положений п. 1 ст. 8 и ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" следует, что каждый имеет право на уважение его личной жизни и право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Конституционным гарантиям находящегося под судебной защитой права на возмещение вреда, в том числе причиненного необоснованным уголовным преследованием, корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 5 ст. 5) и Международного пакта о гражданских и политических правах (подп. "а" п. 3 ст. 2, п. 5 ст. 9), утверждающие право каждого, кто стал жертвой незаконного ареста, заключения под стражу, на компенсацию.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) должностных лиц.
В отношении лиц, незаконно или необоснованно подвергнутых уголовному преследованию, такой порядок определен уголовно-процессуальным законодательством РФ (ст. ст. 133 - 139, 397 и 399 УПК РФ).
В соответствии с ч. 1, подп. 1 ч. 2 ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах; вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет, подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование в отношении которого прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1,2,5, и 6 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 4-6 части первой статьи 27 настоящего Кодекса, лицо, к котором были применены принудительные меры медицинского характера, - в случае отмены незаконного или необоснованного постановления суда о применении данной меры.
В соответствии со ст. ст. 150, 151 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с абз. 3 ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
На основании п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ старшим следователем прокуратуры Приобского района г. Бийска было возбуждено уголовное дело N86001, по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ по сообщению о том, что в квартире по "адрес" был обнаружен труп "данные изъяты" с признаками насильственной смерти.
ДД.ММ.ГГ Шведова С.Г. была задержана по подозрению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ на основании постановления старшего следователя прокуратуры Приобского района г. Бийска и допрошена в качестве подозреваемой, что подтверждается протоколом допроса.
В материалы дела представлено постановление ст.следователя прокуратуры "адрес" от ДД.ММ.ГГ об освобождении Шведовой С.Г. из ИВС УВД г. Бийска, в связи с тем, что не было получено достаточных данных свидетельствующих о ее причастности к совершенному преступлению.
ДД.ММ.ГГ в квартире Шведовой С.Г. по "адрес" был произведен обыск, что подтверждается протоколом обыска.
Постановлением от ДД.ММ.ГГ прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемой Шведовой С.Г. за непричастностью к совершенному преступлению.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда, поскольку по смыслу статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации моральный вред возмещается лицам, незаконно или необоснованно подвергнутым уголовному преследованию. В судебном заседании установлен факт незаконного привлечения Шведовой С.Г. к уголовной ответственности и соответственно данные обстоятельства являются основанием для возмещения морального вреда.
Указание в жалобах на необоснованность взысканного размера компенсации морального вреда подлежит отклонению, поскольку суд при определении размера компенсации принял во внимание все обстоятельства дела, исходил из характера и тяжести причиненных истцу нравственных страданий и переживаний, связанных с уголовным преследованием, объеме причиненных ему душевных переживаний, личности Шведовой С.Г. Определенная ко взысканию сумма компенсации отвечает требованиям разумности и справедливости. Оснований для изменения суммы, взысканной в счет компенсации морального вреда в пользу истца, судебной коллегией не усматривается.
В силу ст. 151 ГК РФ только суду предоставлено право оценивать степень физических и нравственных страданий. Сам по себе моральный вред является нематериальной категорией, несмотря на то, что его компенсация определяется в денежном выражении. Размер денежной компенсации морального вреда был определен судом с учетом требований ст. 151 ГК РФ, конкретных обстоятельств и личности истца, поэтому доводы апелляционной жалобы истца о необоснованном занижении размера компенсации морального вреда судебная коллегия также считает несостоятельными.
Несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы прокуратуры Алтайского края о том, что на протяжении длительного периода времени около 12 лет истец не обращался в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда. Данное обстоятельство в силу закона не является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене или изменению решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств.
При таких обстоятельствах оснований для отмены, изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционных жалобах, не имеется.
Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы Шведовой С. Г., третьего лица прокуратуры Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 07 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.