Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Чубукова С.К., Варнавского В.М.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2015 года по делу
по иску В.Л.М., В.Л.Н. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска", Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Ж.З.П. о признании права на получение государственного жилищного сертификата на отдельную семью, признании действий по включению в список граждан на получение государственного жилищного сертификата незаконными, возложении обязанности внести изменения в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, признании именного государственного жилищного сертификата недействительным, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат на отдельную семью,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В. обратились в суд с иском к ответчикам, в котором, с учетом уточнения требований, просили признать незаконными действия МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска" по включению Ж.З.П. в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов как члена семьи В., возложить на Главное управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность внести изменения в Список граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в части включения В.Л.М., В.Л.Н., С.О.М. и Ж.З.П. как отдельные семьи, признать именной государственный жилищный сертификат от ДД.ММ.ГГ на *** кв.м., выданный на имя Ж.З.П. недействительным, признать за истцами право на получение государственного жилищного сертификата на семью из трех человек, возложить на комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края обязанность выдать В.Л.М. государственный жилищный сертификат из расчета *** кв.м. на семью их трех человек.
В обоснование заявленных требований указывают, что являются собственниками ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по "адрес". Собственником оставшейся 1\2 доли жилого дома является Ж.З.П. В жилом доме зарегистрированы истцы, С.О.М., а также Ж.З.П.
Жилой дом оказался в зоне затопления в результате паводка, имевшего место на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, вследствие чего дом был разрушен и признан аварийным, не пригодным для проживания. Истцы проживали и были зарегистрированы в указанном жилом доме на момент затопления, признаны пострадавшими от наводнения.
Истцы, их внук С.О.М. были включены в списки граждан на получение государственных жилищных сертификатов в связи с утратой жилого помещения в результате паводка.
Государственный жилищный сертификат был выдан на имя Ж.З.П. на *** кв.м., включая членов семьи Ж.З.П. - В. и С.О.М.
Не согласившись с действиями ответчиков по выдаче одного сертификата на две семьи, проживающие в спорном доме (истцы и ответчик Ж.З.П.), истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
В судебном заседании представитель истца В.Л.М. по доверенности Т. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительном суду пояснил, что семья В. составом 3 человека и ответчик Ж.З.П. проживают в одном доме, который разделен на два жилых помещения с отдельными входами. Истцы и ответчик проживают разными семьями, никогда между собой в родственных отношениях не состояли. Просил обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГ ответчик Ж.З.П., представитель ответчика по устному ходатайству С. не возражали против удовлетворения исковых требований, указали на то, что Ж.З.П. не является членом семьи В ... Истцы и ответчик являются собственниками жилого дома по "адрес", дом разделен на две половины, каждая семья проживает в совеем помещении. Ответчик не согласна с выдачей на ее имя одного жилищного сертификата с учетом семьи В., в связи с чем считает, что на каждую семью должно быть выдано два сертификата.
Представитель третьего лица - администрации г.Бийска А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных требований, пояснил, что в полномочия администрации г. Бийска не входит оформление и выдача гражданам государственных жилищных сертификатов. Список граждан на получение ГЖС формируется из представленных списков граждан органом местного самоуправления и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в Алтайском крае такие полномочия возложены на Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства АК. Поскольку жилое помещение, принадлежащее истцам, не разделено в натуре на два жилых помещения, истцам положен один сертификат на одно утраченное жилое помещение.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации АК указал на несогласие с предъявленными к Комитету истцами требований ввиду того, что Комитет не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, не принимает участие в формировании списка граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение государственных жилищных сертификатов.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2015 года исковые требования удовлетворены частично.
Признано за В.Л.М., В.Л.Н. право на получение государственного жилищного сертификата на одну семью, состоящую из трех человек, включая В.Л.М., В.Л.Н., С.О.М..
Возложена на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность внести изменения в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, на получение государственных жилищных сертификатов, в части включения в список отдельными семьями - семью В.Л.М., включая В.Л.М., В.Л.Н., С.О.М. и семью Ж.З.П..
В удовлетворении остальной части исковых требований истцам отказано.
В удовлетворении исковых требований к Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска", Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края истцам отказано.
С решением суда не согласилось третье лицо администрация города Бийска.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое об отказе в иске в полном объеме.
В обоснование жалобы указано на то, что решение суда не содержит нормативного обоснования права каждой из семьи, проживавшей и зарегистрированной в доме, на получение отдельного сертификата.
Не учел суд, что выпуск государственных жилищных сертификатов носит компенсационный характер и не имеет целью улучшить жилищные условия данной категории граждан.
В суде апелляционной инстанции представитель истцов возражал против удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы и в целях оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами Российской Федерации, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, 07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации издано Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Согласно п. 1 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выпускаются для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Согласно абзацу 2 п. 2 указанного Постановления, государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Истцам В.Л.М., В.Л.Н. и ответчику Ж.З.П. на праве общей долевой собственности (по ? доле) принадлежит жилой дом по "адрес", общей площадью *** кв.м. Истцы В.Л.М., Л.Н., С.О.М. на момент затопления проживали в указанном жилом помещении и состояли на регистрационном учете.
Жилой дом по "адрес" находился в зоне затопления, о чем свидетельствует постановление Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ г., приложенный к нему список домов.
Согласно техническому паспорту домовладения по "адрес" жилой дом состоит из двух жилых помещений, разделенных между собой капитальной стеной. Имеет два входа. В. и Ж.З.П. проживают отдельно разными семьями в своих половинах дома.
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу, что независимо от того, что пострадавший в результате наводнения дом принадлежит двум семья на праве общей долевой собственности, государственные жилищные сертификаты должны быть выданы на каждую семью отдельно.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует правильному толкованию и применению вышеуказанного Постановления Правительства N 561 от 7 июня 1995 года "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Из буквального толкования указанной нормы постановления Правительства РФ следует, что условиями выдачи гражданам указанной категории государственных жилищных сертификатов являются постоянное проживание в утраченном вследствие стихийного бедствия жилом помещении, наличие регистрации в установленном порядке в этом же жилом помещении.
Порядок выдачи государственных жилищных сертификатов предусматривает их выдачу семье, проживающей в утраченном жилом помещении в результате чрезвычайной ситуации.
Поскольку в утраченном в результате стихийного бедствия доме, состоящем из двух изолированных частей, проживали на законном основании две семьи, постольку суд первой инстанции верно сделал вывод о праве каждой семьи на получение отдельного жилого помещения путем выдачи государственных жилищных сертификатов.
Такое разрешение судом настоящего спора не противоречит действующему правовому регулированию, в частности нормам Постановления Правительства Российской Федерации N 561 от 07.06.1995 года.
Не соглашается судебная коллегия с доводом жалобы третьего лица о том, что в результате предоставления двух государственных жилищных сертификатов семьям, проживавшим в двух изолированных частях дома, имеет место улучшение их жилищных условий. Предоставление государственных жилищных сертификатов имеет своей целью компенсировать гражданам утраченное единственное место постоянного проживания. Предоставление истцам государственного жилищного сертификата соответствует указанной цели, поскольку семья, проживавшая в изолированном жилом помещении, становится обладателем отдельного жилого помещения. Отсутствие юридически оформленного раздела в натуре жилого дома, принадлежащего двум семья на праве общей долевой собственности, не имеет правового значения для разрешения вопроса о предоставлении государственного жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 3 февраля 2015 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.