Заместитель председателя Алтайского краевого суда Лобова О.А., рассмотрев жалобу начальника отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" С.П. на решение судьи Алтайского краевого суда от 28 апреля 2015 года об отмене решения судьи Калманского районного суда Алтайского края от 20 февраля 2015 года и постановления начальника отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" С.П. от 17 декабря 2014 года N "данные изъяты", которым
закрытое акционерное общество "Алтайкровля" (далее - ЗАО "Алтайкровля"), юридический адрес: "адрес", ИНН "данные изъяты", ОГРН "данные изъяты",
признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 05 ноября 2014 года при проведении 21 мая 2014 года осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) на лесных участках "данные изъяты" участкового лесничества "данные изъяты" лесничества управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края, арендатором которых на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты" является ЗАО "Алтайкровля", установлено, что в квартале N28 выделе N10 деляне N5, в квартале N20 выделе N14 делянеN 1, в квартале N101 выделе N4 деляне N1, в квартале N77 выделе N6 деляне N1, в квартале N101 выделе N5 деляне N1 находилась заготовленная древесина в объемах 30 куб.м, 15 куб.м, 4 куб.м, 9 куб.м, 63 куб.м соответственно, которая не была отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, чем нарушены положения пункта 19 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), пункта 3.4.15 вышеуказанного договора аренды лесного участка для заготовки древесины. Таким образом, ЗАО "Алтайкровля" допущено использование лесов с нарушениями правил пожарной безопасности, а также условий договора аренды лесного участка.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
Решением судьи Калманского районного суда Алтайского края от 20 февраля 2015 года постановление должностного лица изменено, указано о применении части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 22 июня 2007 года N116-ФЗ, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года N442-ФЗ. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО "Алтайкровля" - без удовлетворения.
Решением судьи Алтайского краевого суда от 28 апреля 2015 года постановление начальника отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" С.П. от 17 декабря 2014 года N 07-1-21/30 и решение судьи Калманского районного суда Алтайского края от 20 февраля 2015 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение должностному лицу.
В жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд, начальник отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" С.П., вынесший постановление, просит отменить решение судьи Алтайского краевого суда и оставить в силе постановление должностного лица и решение судьи районного суда, ссылаясь на то, что осмотр мест рубок проводился на основании пунктов 63, 65 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 года N337 (далее - Правила заготовки древесины), а не в рамках проверки, предусмотренной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; осмотр должностным лицом конкретного места рубки является самостоятельным действием, предусмотренным лесным законодательством; в действиях общества имеется два самостоятельных состава правонарушения, за каждое из которых оно должно нести административную ответственность; составы правонарушений, выявленных по результатам проверок 05 и 21 мая 2014 года, отличаются по объективной стороне, поскольку совершены на территории разных лесных участков и выделов, выявлены не в одно время; судьей краевого суда неправильно установлено место совершения правонарушения (Калманский район), поскольку границы лесных участков определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N516 (далее - Лесоустроительная инструкция); наличие договора аренды лесного участка не является основанием для объединения административных материалов и их рассмотрения в одном производстве; судьей краевого суда нарушено единообразие судебной практики.
В поступивших в Алтайский краевой суд письменных возражениях на жалобу ЗАО "Алтайкровля" просит об оставлении решения судьи Алтайского краевого суда без изменения.
Проверив материалы данного дела, а также дел об административных правонарушениях NN 07-1-21/31, 07-1-21/30, изучив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не нахожу.
В соответствии с частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) нарушение правил пожарной безопасности в лесах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Барнаульскому лесничеству Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края от 21 апреля 2014 года N 16 в отношении ЗАО "Алтайкровля" в период с 28 апреля по 31 мая 2014 года в местах рубок, в которых закончена рубка лесных насаждений, проведена проверка соблюдения Правил заготовки древесины (л.д.79-83).
По результатам проверки 21 мая 2014 года составлены акты осмотра мест рубок в "данные изъяты" участковом лесничестве "данные изъяты" лесничества, расположенном в "данные изъяты" районе Алтайского края, а именно акт N94 (квартал N28, выдел N10, деляна N5), акт N108 (квартал N20, выдел N14, деляна N1), акт N106 (квартал N101, выдел N4, деляна N1), акт N101 (квартал N77, выдел N6, деляна N1), акт N100 (квартал N101, выдел N5, деляна N1), согласно которым на делянах выявлена древесина, не отделенная противопожарной минерализованной полосой.
05 мая 2014 года составлены акты осмотра мест рубок в "данные изъяты" участковом лесничестве "данные изъяты" лесничества, расположенном в "данные изъяты" районе Алтайского края, а именно акт N3 (квартал N19, выдел N28, деляна N3), акт N4 (квартал N19, выдел N28, деляна N4), акт N5 (квартал N19, выдел N32, деляна N5), согласно которым на делянах выявлена древесина, не отделенная противопожарной минерализованной полосой.
05 ноября 2014 года в отношении ЗАО "Алтайкровля" составлены протоколы об административных правонарушениях N07-1-21/30 и N07-1-21/31, в которых в вину обществу вменено нарушение пункта 19 Правил пожарной безопасности в лесах, пункта 3.4.15 договора аренды лесного участка для заготовки древесины от "данные изъяты" N "данные изъяты".
Постановлениями начальника отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" С.П. от 17 декабря 2014 года N07-1-21/30 и от 19 декабря 2014 года N 07-1-21/31 ЗАО "Алтайкровля" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья краевого суда исходил из того, что ЗАО "Алтайкровля" неоднократно привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений, выявленных в ходе проведения одной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства при использовании по одному договору аренды лесных участков, расположенных на территории "данные изъяты" района Алтайского края, в связи с чем указанные нарушения независимо от количества мест заготовки древесины образуют единые составы административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы основаны на законе, а доводы жалобы об обратном - ошибочны.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания (часть 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
По делу установлено, что вмененные в вину ЗАО "Алтайкровля" нарушения совершены в результате одного действия (бездействия), на территории одного района Алтайского края ( "данные изъяты" район) и одного лесничества ( "данные изъяты" лесничество) при использовании лесных участков для заготовки древесины по одному договору аренды; выявлены в рамках одной проверки соблюдения Правил заготовки древесины.
Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями закона выявленные по результатам проверки нарушения пункта 19 Правил пожарной безопасности в лесах и пункта 3.4.15 договора аренды лесного участка, влекущие административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежали рассмотрению в одном производстве с вынесением одного постановления в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что осмотр мест рубок проводился на основании пунктов 63, 65 Правил заготовки древесины, а не в рамках проверки, предусмотренной Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не принимается во внимание, поскольку нарушен установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения лица к административной ответственности и назначения административного наказания.
Указание в жалобе на то, что осмотр должностным лицом конкретного места рубки является самостоятельным действием, предусмотренным лесным законодательством, не имеет правового значения для дела.
Довод жалобы о том, что судьей краевого суда неправильно установлено место совершения правонарушения ( "данные изъяты" район), подлежит отклонению, поскольку вышеуказанные правонарушения выявлены в кварталах, выделах, делянах, расположенных на территории "данные изъяты" района Алтайского края.
С учетом изложенного, довод жалобы о том, что границы лесных участков определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Лесоустроительной инструкции, не может повлечь отмену судебного постановления.
Ссылка в жалобе на нарушение единообразия судебной практики несостоятельна, так как при рассмотрении дел судьи учитывают обстоятельства каждого из них и имеющиеся доказательства.
Поскольку нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено, оснований для отмены вынесенного по делу судебного постановления не имеется.
Руководствуясь частью 2 статьи 30.13 и пунктом 1 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
решение судьи Алтайского краевого суда от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, жалобу начальника отдела организации и обеспечения использования лесов управления лесами Главного управления природных ресурсов и экологии Алтайского края "данные изъяты" С.П. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Алтайского краевого суда О.А. Лобова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.